Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 апреля 2014 г.
  4. № 14 (6457) (09.04.2014)
Искусство Колумнисты

Лотар-Шевченко и другие

09 апреля 2014

Обретает реальный облик Пятый Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Он пройдёт с 25 июня 2014 года по 8 июля. Поступили первые заявки от будущих конкурсантов. Они будут приниматься до 15 апреля. Надеюсь, летом предстоит знакомство с талантливыми молодыми пианистами, как это и было на всех предыдущих встречах. Жюри конкурса возглавляет известный пианист профессор Музыкальной академии имени Грига Иржи Глинка (Норвегия). Его самый знаменитый воспитанник пианист Лейф Ове Андснес часто навещает Москву, вызывая огромный интерес у любителей музыки. Сам профессор Глинка в молодости принимал участие в Третьем Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве, вместе с Григорием Соколовым.

В составе жюри Эльжбета Стефаньска-Лукач – профессор Краковской академии музыки, Кира Шашкина – преподаватель ЦМШ при Московской государственной консерватории, профессор академии имени Сибелиуса Юхани Лагерспец (Финляндия), пианист Фредерик д’Ориа-Николя (Франция), пианист Уильям Нолл (США). Участники Основного конкурса в третьем туре выступят с Уральским филармоническим оркестром. Дирижёр конкурса – заслуженный артист России Евгений Бушков.

Самое яркое музыкальное впечатление прошедшего месяца – выступление в зале Чайковского австралийского скрипача Рэй Чена с академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Симонова. Звучали Концерт № 4 для скрипки с оркестром Моцарта и «Итальянское каприччио» Чайковского. Какой восхитительный музыкант! Необыкновенная лёгкость, блестящая техника, потрясающая музыкальность! Полное торжество скрипки и исполнителя.

Последний месяц все охотно играли Шопена. Предстоят два особых выступления: ближе к середине месяца в Большом зале консерватории программу из произведений композитора играет профессор Михаил Воскресенский, а в конце апреля в Большом зале питерской филармонии Шопена играет Григорий Соколов. Понятно, что пропустить два этих вечера невозможно.

А пока слушаем Шопена в исполнении лауреата международных конкурсов, самого молодого солиста Московской филармонии Филиппа Копачевского. Отважный музыкант. Запросто берётся за сочинения редкой сложности. К которым, конечно же, относится и Третья соната, и все выбранные им для выступления мазурки. Поражает то, что, несмотря на прижившееся мнение, будто бы знаменитый польский композитор был необыкновенным затворником, о нём известно практически всё. О каждом произведении, мотивах его появления, чуть ли не каждом часе, прожитом Фредериком Шопеном, написано необыкновенно много. Здесь и учёные труды (монография И. Бэлзы), и беллетристика, начиная с библиотеки Павленкова, и воспоминания близких композитору людей, и, наконец, письма Шопена. И тем не менее он остаётся загадкой. Объяснений этому нет. И, скорее всего, не будет. Каждый исполнитель ищет свой ключик. Правда, находят этот ключик немногие. Копачевский по крайней мере очень старается. И, как мне кажется, не напрасно. В нём самом, очень молодом человеке, живёт некий вопрос к мирозданию. Да, вот такой масштабный вопрос, который «всегда на уме». Хорошо, что он не пытается его сформулировать и рассказать, к примеру, газете «Известия». Правильно делает. Это тайна и интуиция. Если они вдруг пианиста оставят – можно на сцену не выходить. Пока всё в порядке. И пианист всегда что-нибудь недоговаривает. Задумчив. Мне даже кажется иногда, что в его внешнем облике тоже что-то от этого вопроса присутствует. Он не эстетствует за инструментом, он в раздумьях. Может быть, не своевременных. Но очень продуктивных. И потому его Шопена можно слушать бесконечно. Это как дорога, где каждый изгиб или поворот дают абсолютно новую картину. И, главное, они, эти картины, никогда не повторяются. Заявляются одни и те же произведения, а всё абсолютно новое. Там, за поворотом… мысли, постижение всяких смыслов, оно неисчерпаемо, только потому мы и спешим встретиться с ним в концертном зале, чтобы услышать эти неповторимые созвучия настроений великого польского композитора.

В КЗЧ вспоминали Святослава Рихтера. Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина исполнил Дивертисмент № 1 для струнного оркестра, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Л. Бетховена и Шуберта-Малера струнный квартет № 14 «Смерть и девушка». С оркестром играли Максим Ганц (виолончель,Франция), Пабло Мартин Асеведо (скрипка, Испания) и Рейнис Зариньш (фортепиано). Хороший ансамбль, приятно было слушать. И хоть все были очень профессиональны, хотелось бы всё-таки выделить фортепиано. Рейнис Зариньш удачно «тянул» партнёров и сам был на высоте.

Музыкальные залы столицы наводнила странная публика. Некоторые приходят кашлять. И осуществляют свои злодейские замыслы громко и в самые неподходящие моменты. На замечания отвечают: дескать, я свободный человек, где хочу там и кашляю. То, что гигантский труд пианиста или скрипача испорчен этой дикой пастью, – обладателя пасти не волнует. Объявляя очередной номер программы, ведущий концерта всегда говорит: соната такая-то, в трёх частях. Нет, как будто не слышат. Посчитать до трёх, видимо, не могут. И аплодируют после каждой части, приводя в ужас исполнителей. Особенно зарубежных. С такой дикостью они, вероятно, давно не сталкивались. Почему-то на вечерние концерты в КЗЧ и консерваторию стали пропускать малых детей. Не могут они, бедные, высидеть спокойно целый час. Возня, громкие вопросы, походы с родителями в туалет посередине программы – ужас. Эгоизм редкий. Пора позаботиться об исполнителях и о музыке. Они нуждаются в нашей защите.

Юрий ДАНИЛИН

Тэги: Музыка Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS