Художники воспринимают мир по-своему, и всеобщего признания достигает тот из них, кому удаётся донести до людей своё видение окружающего мира. И, по сути, вовсе неважно, посредством каких материалов они создают свои работы… их можно найти даже на свалках. Не верите? А зря… Вот в центре Еревана, на площади Шарля Азнавура, напротив одного из архитектурных чудес армянской столицы – кинотеатра «Москва», сразу в глаза бросаются металлические шедевры: грациозный паук, грозный медведь, а годами ранее – прекрасная лощадь и сердитый бык. Автор – Ара Алекян, скульптор с высшим профессиональным образованием, для своих творений использует детали от старых машин, шайбы, куски старых батарей, водосточных труб и арматуры, ненужную бытовую технику, маленькие пружины и массу других старых вещей из металла, которые находит в автомастерских и пунктах приёма металлолома.
. . . . . . . . .
Я хочу каким-либо образом украсить мой город. Как скульптор хочу сделать то, что умею. Одни называют моё творчество поп-артом, другие – сюрреализмом. Я сам затрудняюсь определить жанр, но уверен, что в железе, как и во всём на земле, есть душа. Её нужно лишь почувствовать. Кстати, этот жанр вовсе не является новаторским. У него достаточно давняя история, в изобразительном искусстве он появился в США в 50-х годах прошлого столетия. Он называется искусством, созданным из отходов. С отходами работали такие известные художники, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. Просто они пробовали всё в искусстве, и в том числе создавали из металла, в то время как я углубился в этот материал и до сих пор увлечён этим.
Когда я начинал, меня вдохновляло творчество французского скульптора Сезара Бальдачини. Но потом я нашёл свой путь – вернее, металл указал мне мой путь. И уже стало неинтересно, кто что делает. Интересно, что сможешь сделать ты сам.
* * *
Скульптура обычно начинается с каркаса. Мой педагог Адибек Григорян в училище Ф. Терлемезяна говорил, что правильно связанный каркас – 90 процентов дела. Если он сделан правильно, впоследствии в работе не будет проблем. Я очень любил собирать каркасы, они у меня получались красивыми.
Руководителем нашего курса в Художественно-театральном институте был скульптор Ара Арутюнян, он-то и натолкнул меня на новое открытие. Я уже оканчивал институт, и мы беспрестанно ваяли. Когда готовишься создать скульптуру средних размеров, то сначала мастеришь каркас из проволоки. Так вот, Арутюняну очень нравились эти самые каркасы в моём исполнении. Я их делал легко и аккуратно, они получались какими-то летящими, что ли. Я прикреплял к каркасу немного пластилина, долженствующего обозначить абрис будущей скульптуры, а Арутюнян говорил, что, мол, всё, хватит лепить, очень хорошо получилось. Так эти полуфабрикаты и пролежали до лета, а в жару пластилин растаял. Арутюнян вначале намеревался поручить мне продолжить эти заготовки в бронзе, но это оказалось неподъёмно дорого, и я недолго думая просто приварил части каркаса друг к другу. Вначале я думал об автогене, чтобы наплавлять металл на каркас. Сделал статуэтку танцовщицы, для небольших работ это срабатывало. Но однажды в биологическом кабинете заочной школы, директором которой был мой отец, я увидел скелет рыбы и задумал сделать рыбу. Она была большая, и метод наплава металла на каркас не подходил. И я стал изучать технику электросварки, наваривать на каркас металлические элементы. Дальше были скорпион и король с королевой. Тут я обнаружил, что по уши завяз в этом металлическом мире и, что самое интересное, выходить из него не имею ни малейшего желания. Этот мир оказался удивительно красив.
* * *
Обычно я не делаю предварительных эскизов, работаю по воображению, представляя в пространстве будущий образ. Сначала, конечно, возникает идея. Потом – поиск материала для её осуществления. Редко бывают исключения, когда материал подсказывает конкретную идею. Начинаю с какой-то части тела, продвигаюсь дальше, наращивая объём. Необходимо чувствовать то, что хочешь сделать. Скажем, если это животное – надо передать характер, темперамент.
В процессе «сборки» огромное значение имеют детали. Именно они и подсказывают скульптору, как и что надо делать. Я часто меняю их, первый вариант отнюдь не окончательный. Что-то убираю, кое-что оставляю, некоторые детали добавляю. Для конечного итога необходимо, чтобы все детали сочетались между собой, и каждая из них была на нужном месте. Случается, что при работе над новым образом к месту приходится железка, на которую многие годы я не обращал внимания. Бывает, всё собираю, потом из-за одной детали всё переделываю заново, если эта деталь неубедительна.
Сначала детали скрепляю слабо, чтобы можно было в процессе их переставить или заменить. Когда заканчиваю, приглашаю сварщика, он закрепляет мои сварки, зачищает швы. Чтобы скульптуры можно было перемещать, делаю их из отдельных частей, которые потом собираются на месте с помощью крепёжных элементов.
* * *
Я могу часами копаться в груде металлических отходов в поисках нужной детали для воплощения своей идеи в скульптурный образ. В Ереване есть пункт приёма металлолома, где мне разрешают брать всё, что я захочу, причём бесплатно. Они предлагают работать прямо у них, но там места маловато, а мне нужен простор. В общем, собираю, что мне нужно, и перевожу в Веди (городок в 30 км от Еревана), где находится моя мастерская, и сваливаю тут. Всё должно быть под рукой. А то, бывает, понравилась мне деталь, а приткнуть её сей момент некуда, так я оставляю её до лучших времён, пока она не придётся впору какой-нибудь скульптуре. Иногда случается и так, что найденная в куче лома деталь сама подсказывает что-то важное.
* * *
Сейчас в Брюсселе находится шесть моих работ, четыре из которых – крупные скульптуры: две лошади, бык и медведь. Недавно в Брюсселе был издан каталог с описанием двухсот лучших скульптурных работ города, куда попала и одна из моих лошадей. Для меня это большая честь, поскольку каталог охватывает работы скульпторов разных периодов, и попасть в компанию к мастерам эпохи Возрождения, к Бурделю или Майолю – это серьёзный повод для гордости. А в 2005 году во Франции 12-минутный фильм режиссёра Сурена Тер-Григоряна, который рассказывает о создании скульптуры лошади «Рождённый из огня», удостоился Гран-при. В том же 2005 году этот фильм получил приз на ереванском фестивале «Золотой абрикос».
* * *
Люблю работать с железом. Мы хорошо понимаем друг друга. В конечном итоге все мои работы рождаются из огня. Огонь – это энергия. В жизни ничто не создаётся без энергии, именно с её помощью из огня рождается нечто.
Материалы и фотографии предоставил Ара Алекян