Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 марта 2024 г.
Культура

Любовь и время в старом доме

Премьера Театра комедии им. Николая Акимова

08 марта 2024
Сцена из спектакля

Акимовцы славятся обращением к современной драматургии на всех этапах своей театральной истории. Вслед за своим основателем они соединяют в себе традиции русского психологического театра и комедийную стихию, реализм и гротеск.

Пьеса Алексея Казанцева «Старый дом» когда-то прославила молодого драматурга. Она продолжила линию лирической «оттепельной» драматургии, начатой Алексеем Арбузовым. Интонационно она совпала с искренностью и обращением к движениям души, которые были и в городской «исповедальной» прозе, и в рассказах «деревенщиков».

Позже Алексей Казанцев вместе с Михаилом Рощиным стали основателями журнала «Драматург» и Центра драматургии и режиссуры. Тогда театр, как и литература, как толстые журналы и интеллектуальные газеты, воспринимался учителями жизни главным источником информации в просвещённом, научном, но ещё доинформационном мире. Споры физиков и лириков были уже в прошлом, дух оттепельных свобод сменился застоем, который сейчас нам ностальгически кажется временем стабильности, общедоступной культуры и массового хорошего образования.

Вот этот интервал времени – от середины 1960-х к началу 1980-х – и охватывает пьеса «Старый дом», представленная на сцене Театра комедии. Премьеры теперь идут подряд, режиссёр спектакля и худрук театра Татьяна Казакова предпочитает работать одним составом, что позволяет актёрам глубоко погружаться в роль. А зал был полон все три премьерных дня и смотрел притихнув и не теряя интереса. В конце – овация. Что же привлекло современного зрителя, уставшего и искушённого, подчас испорченного сериалами и безумием соцсетей?

Прежде всего – история любви. Вся жизнь коммунальной квартиры в старинном московском доме, в котором бывал ещё Лев Толстой, с её ссорами, интригами и разномастным составом населения, завертелась вокруг влюблённой пары. Это золотой медалист и шахматист Олег (Александр Матвеев) и девочка Саша из, как бы сейчас сказали, неблагополучной семьи (Дария Лятецкая), тоже умненькая и собирающаяся поступать в театральный. Советские полуинтеллигенты, родители Олега, против этого мезальянса, а брутальный выпивоха отец Саши (яркая роль Сергея Кузнецова) против «вертихвостки актёрки». Юные влюблённые встречаются на чердаке, куда ведёт скрипучий люк. Их юность и чистота порывов очень удаются молодым, но не таким юным, как их герои, премьерам труппы: они стремительны, легки, их мимика, пылкость слов – всё слагается в пленительный образ первой любви. Лаконичные декорации, столь привычные у известного сценографа Александра Орлова, дают только намёк на образ старинного дома: окна-проекции поднимаются и опускаются, тень дерева осеняет дом, где громко стучат сердца влюблённых. Стучат – и разбиваются. Не будем мешать зрителям (а вдруг найдутся и читатели недлинной пьесы) и рассказывать сюжет подробно, но финал – открыт. Как это было принято в лирических трагикомедиях того времени, включая даже знаменитый фильм «Ирония судьбы...».

Юный Олег оказывается влюблённым ещё и в интеллигентную, женственную соседку Юлию Михайловну (или в её образ, восходящий к дореволюционным типажам – с пианино, рассказами из прежней жизни и несоветскими манерами). Этого пылко влюблённого разоблачает квартирный интриган, борец за чистоту нравов – а в прошлом, возможно, и другой род борца из 1930-х – Рязаев (эффектная и жутковатая роль народного артиста России Юрия Лазарева). Сашенька не прощает первый и горький обман и покидает старый дом, Олег тоже уезжает. Новые лишние люди ХХ века, обманутые, обманувшие, не понятые своим окружением.

Второе действие происходит, как и в пьесе Пристли «Время и семья Конвэй», по прошествии целого ряда лет. И тут все персонажи предстают уже несколько иными: юные – повзрослевшими, старые – испытавшими что-то наподобие искупления. Олег и Саша через 12 лет возвращаются в свой старый дом: Саша – к одру умирающего отца, Олег – не столько к родителям (их союз давно распался), сколько в надежде встретить её, любовь своей жизни. Оба достигли успеха вдали от дома: Олег – известный шахматист, Саша – уже заслуженная артистка.

Тема прощения, тема внутреннего раскаяния, эта очень русская тема, проходит через всё второе действие. Но главной остаётся тема любви. Все её жаждут, кто-то находит – как мать Олега (Наталья Ткаченко), покинутая его отцом, давно, оказывается, жившим на две семьи. Или даже соглядатай и домашний шпик Рязаев, который тоже хочет, чтобы его любили.

А кто-то – как главные герои – ещё только пытается обрести счастье. Олег снова признаётся в вечной любви к Саше, а она… она уже не верит в её возможность – после первого горького разочарования, трёх браков, аборта и невозможности больше иметь детей...

Впрочем, мы и так слишком много рассказали, пора бы и остановиться. В конце концов герои ещё в пути, для них, как и для всех нас, «отсрочки смертной тоже нет». Поэт удаляется, но остаются его герои.

Остаётся время, о котором мы вспоминаем то с тёплой нежностью, то с суровой критикой. Оно и было таким, это позднесоветское время: много надежд, много лжи, теснота коммунальных жилищ на руинах исторической России, вера в прогресс и счастливое будущее – без Бога, но с убеждённостью в торжестве человеческого в человеке.

Не будем его приукрашивать, то время, но не будем и мазать всё однотонно серым или чёрным. После всех катастроф и трагедий первой половины ХХ столетия люди тогда только немного вздохнули, снова вернулись к поэтике чувств, которым вроде бы не место на войне или в лагере. Впрочем, чувства бывают везде и всегда, человек не меняется принципиально, но человек второй половины ХХ века был, возможно, наиболее предрасположен к творчеству, размышлениям, к поискам счастья.

Спектакль Театра Акимова это нам всем напомнил.


Тэги: Театр Премьера Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS