Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Только немногие неординарные творцы способны придумать песню, которую подхватят потом тысячи людей, которая сумеет пережить своего автора. У Семёна Осиповича Дунаевского – скромного и талантливого маэстро с громкой фамилией – это получилось.
Он родился в Лохвице Полтавской губернии, в уникальной музыкальной семье. Четверо братьев Семёна Осиповича стали музыкантами, один из них – Исаак – снискал громкую славу как композитор, воспевавший любовь, труд и Отечество. Семён был на 6 лет младше, и успехи Исаака Дунаевского повлияли на его выбор – стать музыкантом, хормейстером, композитором. Улыбчивый, жизнелюбивый, он и музыку впоследствии создавал такую. Мажорную. В 1924 году он окончил Харьковскую консерваторию, потом учился в Московской. Его брат в то время как раз покорял столицу – прежде всего как театральный музыкант.
В 1935 м, работая в Доме культуры железнодорожников, Семён Дунаевский собрал детский ансамбль – оркестр и хоровую группу. Поначалу казалось, что эта затея выльется в нечто вроде хорового кружка для школьников – в основном детей железнодорожников. Получилось же всё совсем иначе.
Своих первых вокалистов Семён Осипович находил на трёх московских вокзалах. Это были последние беспризорники, ребята, которые толком не учились и в два счёта могли оказаться в теневом мире подворотен и гоп-стопов. Из таких он и сколотил детский ансамбль. Дунаевский назвал свой коллектив шумовым оркестром, или Эксцентрическим оркестром метрополитена. И дебютный концерт они дали в дни открытия московской подземки, причём не где-нибудь, а в Малом театре.
Это был первый в Советском Союзе детский музыкальный коллектив. Профессиональный, постоянно выступавший перед публикой. Коллектив не на одно поколение, а навсегда. Семён Дунаевский 40 лет оставался дирижёром и художественным руководителем этого ансамбля.
В 1937 году метрополитен передали в управление Моссовету, а детский оркестр перешёл под эгиду Центрального дома культуры железнодорожников. В предвоенное время программной песней самого весёлого московского ансамбля стала «Наша детская железнодорожная». Её Семён Осипович написал на стихи Якова Шварцмана, умевшего находить ключ к детским душам. Та песня изумительно позволяла показать свои способности и музыкантам, и вокалистам:

Жизни солнечной просторы
Манят радостных детей.
Нам открыты светофоры
Всех заманчивых путей.
Это знают кастаньеты,
Подтверждает ксилофон.
Контрабас сказал нам это,
Балалайке вторит он.
Бубенцы звенят, играют,
Развлекают песен рой.
Нашу песню запеваем
На весёлый, звонкий строй!
Наши папы – машинисты,
Мамы с сёстрами у касс,
Братья – техники, связисты
И электрики у нас.
Я мечтаю стать путейцем,
Быть диспетчером готов.
Поведу я дальним рейсом
Много скорых поездов.
По этим куплетам можно провести учебный семинар – как написать стоящую детскую песню про железнодорожников.
С лёгкой руки ансамбля и благодаря радио эта песня, прославлявшая труд железнодорожников, стала известной по всей стране. Её стали исполнять десятки самодеятельных детских коллективов. Эталоном для них являлось, конечно же, исполнение ансамбля Семёна Дунаевского и эффектная изобретательная аранжировка, которую тот создал…
Спору нет, у Семёна Осиповича не было такой громкой всенародной славы, которая окружала его старшего брата. Но к нему с уважением и любовью относились и коллеги, и ученики. Ибо необыкновенно обаятельный, увлечённый маэстро был прирождённым педагогом. Он нечасто прибегал к нотациям, не любил повышать голос, ученики многое понимали просто по выражению глаз своего наставника. Который, кстати, не терпел, когда перед концертом ребята ели мороженое, забыв об искусстве. И репетиторов Дунаевский привлекал самых лучших – из Большого театра. Часто приходил к детям-железнодорожникам и Исаак Осипович – всякий раз это были праздничные встречи.
Песню «Пусть всегда будет солнце» Аркадий Островский написал специально для ансамбля железнодорожников. И детский коллектив исполнял её до знаменитой Тамары Миансаровой и десятков других маститых певцов. Лучше всех ансамбль Дунаевского пел и звонкий вальс Дмитрия Кабалевского «Школьные годы чудесные».
Десятилетиями Семён Осипович отбирал в школах талантливых детей. Им в ЦДДЖ жилось действительно увлекательно. Детское творчество, упорные репетиции в роскошном особняке на Новой Басманной, волнение перед выступлениями, цветы… Дружба, о которой они столько пели. Искусство юность впитывала как игру – и в детских душах разгоралась артистическая искорка. Очень многие ученики Семёна Дунаевского стали кумирами публики. Например, одна из любимых учениц маэстро – юная Валентина Толкунова через десятилетие превратилась во всесоюзно известную звезду. Воспитанницей Центрального дома детей железнодорожников была и Светлана Варгузова – непревзойдённая королева московской оперетты. В ЦДДЖ молодые искорки впервые почувствовали, что такое ежедневная творческая муштра и свободный полёт таланта. Услышали гром аплодисментов, научились ценить искусство в себе. Где только они не выступали – в Кремлёвском театре, в Колонном зале, в Зале Чайковского… И, конечно, в Центральном доме культуры железнодорожников. А кроме того – на вокзалах и в пионерлагерях, перед машинистами и солдатами… Даже на далёкие гастроли ездили. Работали они и на кремлёвских ёлках – пели, танцевали. А рядом с ребятами выступали лучшие советские артисты.
Вскоре в СССР уже было немало детских хоров и ансамблей, известных и именитых. Однако ансамбль Дома культуры железнодорожников даже на фоне юных коллег по сцене сохранял свою изюминку. Прежде всего – это был ансамбль «братьев Дунаевских». Таковым он остался и когда они ушли. Семён Осипович позже Исаака Осиповича на три десятилетия…
Вот уже почти 40 лет ансамбль песни и танца Центрального дома детей железнодорожников носит имя Семёна Осиповича Дунаевского. Становится теплее на сердце, когда звучат хорошо известные всем его песни. Ребята из ансамбля, созданного 90 лет назад, и сегодня поют «Летите, голуби» и «Пусть всегда будет солнце» – крылатые песни великого времени, небесные, мудрые песни.