Любой человек, даже далёкий от музыки, наверняка с первых нот узнает повторяющийся ритмичный мотив «Болеро» Равеля. Имя создателя и название его творения слились воедино, став своеобразным брендом. Произведение является одним из самых часто исполняемых – каждые 15 минут где-то в мире звучит «Болеро», как сообщается в заключительных титрах. В начальных кадрах фильма калейдоскопом мелькают отрывки записей разных музыкантов, исполняющих «Болеро», от симфонических оркестров до поп-групп и африканских ансамблей, выбивающих ритм на джембе...
Новатор и импрессионист от музыки Морис Равель был внешне сухим, холодным человеком, никогда не был женат, о его возлюбленных ничего не известно. Как ни старались биографы отыскать «жареные» факты, не удалось. Равеля одолевали комплексы, он стеснялся своего маленького роста, был фетишистом, человеком суеверным. Выбор Рафаэля Персонаса на роль композитора со странностями удачен. Актёр не только внешне похож на Равеля, он показал сложный характер эмоционально закрытого человека, живущего в мире звуков, перфекциониста, стремящегося довести свои сочинения до совершенства. Персонас сумел передать и скрытый темперамент, и процесс творческих исканий Равеля, и его одиночество.
Равель не был затворником, он общался со многими известными людьми своего времени, посещал светские мероприятия, много гастролировал как пианист и дирижёр. В качестве шофёра участвовал в Первой мировой войне, воспоминания об ужасах которой оставили незаживающие душевные раны. Друзья композитора считали, что он был влюблён в известную светскую львицу. Это Мися Серт, она же Мария Годебская (девичья фамилия), она же Натансон (по первому мужу), она же Эдвардс (по второму), Серт (по третьему) – подруга и покровительница художников, поэтов, музыкантов, щедрая меценатка. Хозяйка модного парижского салона дружила с Тулуз-Лотреком, Ренуаром, Пикассо, Сергеем Дягилевым, Идой Рубинштейн, Коко Шанель и многими другими известными людьми. Для Равеля она стала музой. В исполнении Дории Телье объект платонической страсти композитора предстаёт живой, общительной, стильной и манящей женщиной.
Равель никогда не переходил черту дружеских отношений с Мисей, знал её богатых мужей, дружил с её братом Циприаном Годебским (Венсан Перес). В фильме (по воспоминаниям хорошо знавших Равеля людей, так и было) он нередко посещает публичные дома, якобы стесняясь общения с женщинами своего круга. К дамам лёгкого поведения композитор относился уважительно, он просто смотрел на них или просил медленно и чувственно надевать перчатки, забытые однажды Мисей в машине, которые как талисман постоянно носил с собой Морис.
Ярким персонажем предстаёт в фильме эпатажная Ида Рубинштейн (Жанна Балибар), заказавшая Равелю балет. Поставив жёсткие сроки, Ида получила музыку для своего спектакля, а мировая музыкальная культура обогатилась гениальным произведением.
Мелодия никак не рождалась, композитор страдал, просил об отсрочке. Шедевр как озарение появился в последний момент – Равель попросил служанку напеть ему что-нибудь, и ритм спетой служанкой народной песни «Валенсия» подсказал композитору решение. Равель придумал оригинальный ход – повторять каждую минуту 17 раз одну и ту же мелодию.
«Болеро» впервые было исполнено 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опера, и спектакль имел грандиозный успех, но страстный танец Иды смущал композитора как любое публичное проявление эротизма. Морис Равель сочинил много прекрасной музыки, но широко известным стало именно «Болеро», написанное на заказ, в спешке и муках. Сам композитор, удивляясь популярности мелодии, с горечью признавался друзьям: «Я написал только один шедевр – «Болеро». К сожалению, в нём нет музыки».
Людмила Смирнова