Николай Поздняков увлёкся поэзией во время дальних плаваний, когда в команде не было ни одного русскоговорящего человека и сочинение стихов было для капитана единственной возможностью выразить свои мысли и чувства на родном языке. Теперь он автор нескольких поэтических книг. А в ближайшее время увидит свет новый сборник Николая Позднякова – «Я счастье сохранил в ладони», издание которого стало призом за победу в конкурсе «Гул затихающих строчек». Беседуем с автором о его пути в литературу, писательских объединениях и творческих кредо.
– Николай Михайлович, вы человек одной из самых, пожалуй, романтичных профессий в понимании обывателя – капитан дальнего плавания. Наверняка она оказала влияние на творчество?
– Сначала позвольте сказать пару слов о романтике. Романтичных профессий в понимании обывателя довольно много. Да, несомненно, мореплавание всегда считалось одной из них. Долгие океанские переходы, дальние экзотические страны, удивительные встречи с новыми интересными людьми. А ещё слепящая синевой морская даль с недостижимым горизонтом. Чистая, тёплая от жаркого полуденного солнца деревянная палуба, по которой так приятно пройти босиком, ощущая эту чистоту и теплоту. Ночное небо с мириадами мерцающих звёзд и фосфоресцирующая в темноте кильватерная струя навевают воспоминания о прочитанных в детстве рассказах о великих мореплавателях, открывателях неведомых земель. Частично это действительно бывает так во время долгих океанских переходов, когда не штормит и эта умиротворённость, разлитая во влажном тропическом воздухе, настраивает на лирический лад. Возникает желание описать то, что и сочинять нет необходимости. Так и появляются строчки стихов, которые не обязательно связаны с морем, но непременно с ощущением счастья и любви к морю, родным людям, друзьям, женщине и родине.
В то же время должен сказать, что управлять современным судном на морских переходах, борясь со штормом, швартовать его к причалу, грузить, выгружать – это очень серьёзная, порой весьма тяжёлая работа, связанная со многими рисками, и часто от романтики не остаётся и следа.
Мне бабушка говорила: «Кто в море не бывал – тот Богу не маливался!» Она знала это не понаслышке. Дед был капитаном, и меня назвали Николаем в его честь.
Ну, моя работа с экипажами, состоящими из людей разных национальностей и стран, конечно, оказала своё влияние на творчество, котороё до некоторого времени тихо и мирно дремало где-то в глубине сознания.
– Максим Замшев в рецензии написал о вас так: «Он смело рассуждает о том и этом свете. Утверждает право поэта говорить в полный голос, не оглядываясь ни на что, кроме собственной убеждённости». Как считаете, эта убеждённость вырабатывается с опытом или подобная смелость всегда была присуща вашему творчеству?
– Некоторые ранние попытки написать стихи в основном оформлялись в стихотворные поздравления родным и друзьям ко дню рождения. Ещё было написано несколько шуточных стихов на жизненные темы. Ограничений себе в высказываниях я никогда не ставил, разве что не позволял себе грубить, оскорблять или злобно высмеивать кого-либо, твёрдо соблюдая важный принцип: «Не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой».
– Вы призёр фестиваля, посвящённого 85-летию со дня рождения В.С. Высоцкого. Что из его творчества вам наиболее близко?
– В творчестве Владимира Семёновича Высоцкого, на мой взгляд, произошло удачное сочетание гитары, текста и личной харизмы, что привело его к оглушительному успеху как в театре и кино, так и в песенном жанре. «Охота на волков», «Братские могилы», «Корабли постоят и ложатся на курс...», «Своя колея» – пожалуй, эти песни оказали на меня самое большое влияние.
– Вы являетесь членом нескольких союзов писателей. Для вас важно быть «со своими»? Что это даёт вам в творческом плане?
– В отношении членства в союзах писателей могу сказать, что это позволило мне поучиться у более опытных в писательской профессии людей, со стороны взглянуть на то, что я сам пишу, а также издать две книги стихов, опираясь на критику, советы и поддержку.
– Как вы можете охарактеризовать вашего читателя?
– Мне трудно говорить о том, каким должен быть читатель моих стихов. Я не рассчитываю на какую-то особую аудиторию, а пишу о том, что чувствую, что беспокоит порой и меня, и моих близких, и всех жителей нашей страны, а также просто о любви, природе и погоде, иногда с некоторой философской или шуточной ноткой.
Находятся читатели, отвечающие благодарностью за строчки, но есть и относящиеся крайне отрицательно к ряду стихотворений. Правда, большая часть читателей в интернете, прочтя стихи, не высказывает своего отношения к прочитанному. Тут вспоминается известное изречение «Бойся равнодушных...».
Мне уже поздно бояться чего-либо. Основная часть жизни позади, но думаю, что впереди ещё тоже что-то ждёт. Жизнь принимаю такой, какая она есть, со всеми её поворотами. К слову: никогда не планировал стать поэтом, да и не считаю себя таковым.
Но есть читатели, и это уже удача!