Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Литература Интервью

Магия океанских переходов

О романтике и опасности мореплавания и их влиянии на творчество

23 мая 2024

Николай Поздняков увлёкся поэзией во время дальних плаваний, когда в команде не было ни одного русскоговорящего человека и сочинение стихов было для капитана единственной возможностью выразить свои мысли и чувства на родном языке. Теперь он автор нескольких поэтических книг. А в ближайшее время увидит свет новый сборник Николая Позднякова – «Я счастье сохранил в ладони», издание которого стало призом за победу в конкурсе «Гул затихающих строчек». Беседуем с автором о его пути в литературу, писательских объединениях и творческих кредо.

– Николай Михайлович, вы человек одной из самых, пожалуй, романтичных профессий в понимании обывателя – капитан дальнего плавания. Наверняка она оказала влияние на творчество?

– Сначала позвольте сказать пару слов о романтике. Романтичных профессий в понимании обывателя довольно много. Да, несомненно, мореплавание всегда считалось одной из них. Долгие океанские переходы, дальние экзотические страны, удивительные встречи с новыми интересными людьми. А ещё слепящая синевой морская даль с недостижимым горизонтом. Чистая, тёплая от жаркого полуденного солнца деревянная палуба, по которой так приятно пройти босиком, ощущая эту чистоту и теплоту. Ночное небо с мириадами мерцающих звёзд и фосфоресцирующая в темноте кильватерная струя навевают воспоминания о прочитанных в детстве рассказах о великих мореплавателях, открывателях неведомых земель. Частично это действительно бывает так во время долгих океанских переходов, когда не штормит и эта умиротворённость, разлитая во влажном тропическом воздухе, настраивает на лирический лад. Возникает желание описать то, что и сочинять нет необходимости. Так и появляются строчки стихов, которые не обязательно связаны с морем, но непременно с ощущением счастья и любви к морю, родным людям, друзьям, женщине и родине.

В то же время должен сказать, что управлять современным судном на морских переходах, борясь со штормом, швартовать его к причалу, грузить, выгружать – это очень серьёзная, порой весьма тяжёлая работа, связанная со многими рисками, и часто от романтики не остаётся и следа.

Мне бабушка говорила: «Кто в море не бывал – тот Богу не маливался!» Она знала это не понаслышке. Дед был капитаном, и меня назвали Николаем в его честь.

Ну, моя работа с экипажами, состоящими из людей разных национальностей и стран, конечно, оказала своё влияние на творчество, котороё до некоторого времени тихо и мирно дремало где-то в глубине сознания.

– Максим Замшев в рецензии написал о вас так: «Он смело рассуждает о том и этом свете. Утверждает право поэта говорить в полный голос, не оглядываясь ни на что, кроме собственной убеждённости». Как считаете, эта убеждённость вырабатывается с опытом или подобная смелость всегда была присуща вашему творчеству?

– Некоторые ранние попытки написать стихи в основном оформлялись в стихотворные поздравления родным и друзьям ко дню рождения. Ещё было написано несколько шуточных стихов на жизненные темы. Ограничений себе в высказываниях я никогда не ставил, разве что не позволял себе грубить, оскорблять или злобно высмеивать кого-либо, твёрдо соблюдая важный принцип: «Не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой».

– Вы призёр фестиваля, посвящённого 85-летию со дня рождения В.С. Высоцкого. Что из его творчества вам наиболее близко?

– В творчестве Владимира Семёновича Высоцкого, на мой взгляд, произошло удачное сочетание гитары, текста и личной харизмы, что привело его к оглушительному успеху как в театре и кино, так и в песенном жанре. «Охота на волков», «Братские могилы», «Корабли постоят и ложатся на курс...», «Своя колея» – пожалуй, эти песни оказали на меня самое большое влияние.

– Вы являетесь членом нескольких союзов писателей. Для вас важно быть «со своими»? Что это даёт вам в творческом плане?

– В отношении членства в союзах писателей могу сказать, что это позволило мне поучиться у более опытных в писательской профессии людей, со стороны взглянуть на то, что я сам пишу, а также издать две книги стихов, опираясь на критику, советы и поддержку.

– Как вы можете охарактеризовать вашего читателя?

– Мне трудно говорить о том, каким должен быть читатель моих стихов. Я не рассчитываю на какую-то особую аудиторию, а пишу о том, что чувствую, что беспокоит порой и меня, и моих близких, и всех жителей нашей страны, а также просто о любви, природе и погоде, иногда с некоторой философской или шуточной ноткой.

Находятся читатели, отвечающие благодарностью за строчки, но есть и относящиеся крайне отрицательно к ряду стихотворений. Правда, большая часть читателей в интернете, прочтя стихи, не высказывает своего отношения к прочитанному. Тут вспоминается известное изречение «Бойся равнодушных...».

Мне уже поздно бояться чего-либо. Основная часть жизни позади, но думаю, что впереди ещё тоже что-то ждёт. Жизнь принимаю такой, какая она есть, со всеми её поворотами. К слову: никогда не планировал стать поэтом, да и не считаю себя таковым.

Но есть читатели, и это уже удача!


Тэги: Приглашение к диалогу
Обсудить в группе Telegram

Валерия Богданова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мастерство опустошения

    31.07.2024
  • Вечное не отменить

    25.07.2024
  • Нам нужна культурная интеграция

    12.07.2024
  • Сайты как университеты

    05.07.2024
  • Мы выстоим!

    04.07.2024
  • Страшат не санкции, а духовный раскол

  • Книга.FM

  • Регистры речи

  • Стандарт, диагноз или... призвание?

  • Ключ от тайной комнаты

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS