
Роман Емельянов. Вата, или Не всё так однозначно. – М.: АСТ, Астрель-СПб, 2025. – 288 с. – (Одобрено Рунетом).
Действие книги Романа Емельянова «Вата, или Не всё так однозначно», впервые опубликованной в 2018 году, разворачивается в 2015 м в Москве. Андрей Черданцев, генеральный директор крупного рекламного агентства, соглашается выполнить нестандартный заказ необычного клиента, которому нужна… информационная война на просторах интернета. Когда Черданцеву поступает аналогичное предложение от встречной стороны, он также не отказывается, таким образом помещая самого себя и своих сотрудников в ловушку, создавая условия борьбы, в которой сам себе является соперником и главным конкурентом.
«Рождая какую-то идею, мы одновременно, почти автоматически, придумывали, как её уничтожать, как стереть задуманное в порошок. А значит, сама идея и её воплощение теряли смысл». Никаких принципов, никаких сделок с совестью – только нездоровый азарт. Мотив вечной и бессмысленной гонки за иллюзорным успехом красной нитью проходит через всю книгу: «Когда кажется, что всё достигнуто, завоёвано, украдено, все враги убиты, где-то внизу живота начинает ныть и сосать твой личный маленький дракон, помогая тебе найти новую мишень и вцепиться в неё когтями. И ты понимаешь, что это уже не способ выживания, это – спорт». Страшное осознание – «настоящая твоя жизнь, твоя судьба, так и осталась где-то позади стоять на забытом полустанке твоих бесконечных дорог…».
Раскрывая образ Андрея, Роман Емельянов погружает читателя в атмосферу 90 х, на которые пришлись подростковые годы его персонажа. «События развиваются на фоне тектонических сдвигов в истории нашей страны. Перестройка, 1991 год, интернет-войны десятых…» – поясняет сам автор. Он утверждает, что его книга имеет все признаки боевика, и на страницах произведения легко находишь подтверждение этому. Однако автор работает на контрастах – так, жестокая встреча героя с люберами позволяет более полно ощутить жизнь: «Я вспомнил лицо отморозка, которому я прижёг щёку окурком, погоню, и мне стало почему-то безумно весело. Остро, буквально перцем на разбитых губах, я ощутил вкус жизни, почувствовал, как я молод, поверил в свои силы, которым, как казалось в эту секунду, нет предела… Нарисовать плакат? Сочинить стихи? Да без проблем!..»
Одна из сюжетообразующих «локаций» романа – «Пьяный дворик»: «Соседний же двор стал центром мира, потому что по какой-то иронии судьбы практически в каждой квартире именно этого дома жила бабушка, готовая производить и реализовывать алкогольную продукцию. И нарекли место сие «Пьяный дворик». Именно здесь начинается «карьера» Андрея в рекламном бизнесе – ему удаётся помочь одной из бабушек успешно сбыть продукт. Здесь же впоследствии появляется советский шпион Иван Нефёдов. Присоединившись к сотрудникам НИИ, он платит Андрею червонец за самогон с дымком – это их первая, но не единственная встреча. Впоследствии Нефёдов видит Андрея в начале 90 х на митинге, и тогда ему в голову приходит мысль о том, что он, Нефёдов, должен спасти Андрея. Идея светлая и благородная, но, увы, финал книги сложно назвать счастливым.
В 90 е рекламы и маркетинга как таковых ещё не существовало, однако именно в тот период назревали серьёзные изменения: «Появление кооперативного движения начало ломать наше представление о рекламном рынке. <…> Чем сильнее страна погружалась в хаос и нищету, тем громче кричала реклама». Емельянов рассказывает о пути, который прошёл его персонаж (часть глав обозначены как «кейсы»), и показывает – при помощи образов, связанных с информацией и рекламой, – процесс увлечения человека той или иной мыслью, идеей. Зачастую люди действуют, подчиняясь порыву, увлекаемые, не всегда осознанно, большинством, что, как правило, приводит к трагедии: «Власть толпы, без логики, без смысла, подчиняющая и заставляющая действовать по ей одной понятным законам. Личность перестала существовать, растворилась в этой бурной реке. Люди, словно щепки, были подхвачены мощным потоком, готовым обрушиться на первую подходящую цель. Было очевидно, что скоро прольётся кровь».
Автор создаёт зримые выпуклые образы, позволяющие ещё лучше почувствовать и представить всё, что описывается в книге: «Время течёт медленно, словно сгущёнка выливается из банки, которая ещё скорее полна, и даже более чем наполовину…», «Разговор был коротким, конкретным, слова шуршали, словно только что подписанный договор или пачка новых стодолларовых банкнот».
Несмотря на всю жёсткость этой книги, чтение которой оставляет тяжёлое впечатление, она показывает человека неидеального, уязвимого, способного мечтать, сопереживать, горевать (достаточно вспомнить эпизод, связанный с уходом из жизни друга Андрея). Она заставляет задуматься о судьбе нашей страны, о совести и долге, о выборе, который делает человек в своей жизни, и о последствиях этого выбора.
Слава Иванова