Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июля 2020 г.
  4. № 30 (6746) (22.07.2020)
История Станционный смотритель Золотое звено

Мчится поезд в тьме ночной

О музах железной дороги, полузабытых, но искусных

22 июля 2020

Второй год «Литературная газета» проводит литературный конкурс «Золотое звено». Современные поэты и прозаики присылают нам свои стихи, повести и рассказы, в которых идёт речь о железной дороге. И это – продолжение давней яркой традиции, которая в русской литературе расцвела ещё в XIX веке.

 

Сегодня я хотел бы напомнить вам несколько старых, отчасти полузабытых, но вовсе не выцветших стихотворений. Да, все они связаны с железной дорогой. Например, Владимир Соловьёв – сын историка, наш философ и поэт – писал ещё в позапрошлом столетии:

 

С призраком дыханья паровоз докучный

Мчится и грохочет мёртвыми громами,

А душа природы с ласкою беззвучной

В неподвижном блеске замерла над нами.

 

Только он так мог увидеть и зафиксировать это триединство – поезда, природы и человеческой души. Хотя стихи, пожалуй, слишком тяжеловесны. Или, как у Пушкина сказано совсем по другому поводу, – тяжёлозвонки.

О железной дороге часто писали гораздо лиричнее, тоньше, напевнее. Вот, например. Помните?

 

Ночь. В дрожащей мгле вагонов

Всё подёрнуто дремой.

Раб слепой слепых законов,

Мчится поезд – в тьме ночной.

Мчится поезд – мне не спится…

Разлученья близок миг;

Дорогой для сердца лик

Ещё молит воротиться —

И вернулся б я домой

На призыв подруги милой;

Но, бездушной движим силой,

Мчится поезд в тьме ночной…

 

И так, под стук колёс, перед поэтом проходит вся его жизнь. Так бывало со многими из нас, но Арсений Голенищев- Кутузов написал это стихотворение ещё в 1885 году! Скорости на железной дороге с тех пор изменились, но чувства остаются неизменными – до оттенков.

1885 год – как это далеко от нас. Времена императора Александра III – между прочим, неутомимого строителя железных дорог. Можно перенестись и в двадцатые годы ХХ века. Страна-то была по преимуществу негородская. Леса, деревушки, поля, большие сёла… И – «заштатные городки» с деревянными избушками и садами. Об одном из таких городков написал молодой Михаил Исаковский. Железная дорога там казалась не только техническим чудом, но и знаком какой-то полуфантастической жизни больших городов, долгих путей – жизни будущего:

 

Поезда напомнят светлыми вагонами,

Яркими квадратами бемского стекла,

Что за километрами да за перегонами

Есть совсем другие люди и дела.

 

Там плывут над городом фонари янтарные

И похож на музыку рассвет.

И грустят на линии девушки кустарные,

Девушки заштатные в восемнадцать лет.

 

Идиллия, грустная идиллия. А слова подобраны искусно.

А вот вам Василий Казин, 1939 год. Предвоенная тревога. И поезда уже такие привычные, необходимые. Но в движении пассажирского состава прочитывается всё та же метафора уходящей жизни. Хотя, кажется, всё ускорилось – и время, и поезда:

 

Вот уж сколько времени

Мчусь я этим поездом!

Он ещё стремительней,

Видно, мчаться рад,

Пёстрым, лёгким, солнечным,

Быстролётным поясом

Все леса, поляны

Унося назад.

…

Солнца луч, всё пасмурней

По вагону шарящий,

Золотой мой, ласковый,

Ты хоть удержись!

Эх, да вы, друзья мои,

Милые товарищи,

Это убегает,

Убегает жизнь…

 

Или – чуть раньше, в 1937-м, молодой Павел Коган писал стихи, которые могли бы стать хрестоматийными, и жаль, если их позабыли:

 

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам тёмно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога. Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

Темень. Глухо. Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.

 

Пронести мужество он сумел. И погиб за Родину – как и великое множество других из его поколения. Всё это без надрыва предсказано в его поездном стихотворении.

Наступало время самых нешуточных расставаний, время воинских эшелонов. У Константина Симонова в 1939 году появилось стихотворение «Транссибирский экспресс»:

 

У этого поезда плакать не принято. Штраф.

Я им говорил, чтоб они догадались повесить.

Нет, не десять рублей. Я иначе хотел,               я был прав, –

Чтобы плачущих жён удаляли с платформы за десять…

Понимаете вы, десять самых последних минут,

Те, в которые что ни скажи – недослышат,

Те, в которые жёны перчатки отчаянно мнут,

Бестолковые буквы по стёклам навыворот пишут...

 

Так он уезжал на Дальний Восток – на свою первую войну, о которой написал классическую поэму «Далеко от Москвы». И, наверное, невозможно мощнее и точнее написать о танковом походе.

То было время дальних рейсов, лёгких чемоданов и опасных командировок. Симонов немало писал об этом:

 

Когда садишься в дальний поезд

И едешь на год или три,

О будущем не беспокоясь,

Вещей ненужных не бери.

Возьми рубашек на две смены,

Расчёску, мыло, порошок,

И если чемодан не полон,

То это даже хорошо.

 

Точнее и проще не скажешь. И более ясный портрет эпохи, наверное, невозможен. Потом он напишет и о большой войне – и тоже начнёт с поезда. И в этом – правда, которую нельзя было проигнорировать. Великая Отечественная начиналась именно с Белорусского вокзала.

Июнь. Интендантство. Шинель с непривычки длинна.

Мать застыла в дверях. Что это значит?

Нет, она не заплачет. Что же делать – война!

«А во сколько твой поезд?»

И всё же заплачет.

Синий свет на платформах.

Белорусский вокзал.

Кто-то долго целует. — Как ты сказал?

Милый, потише... –

И мельканье подножек.

И ответа уже не услышать.

 

Как много значат «вокзальные» образы 1941 года – не только в поэзии, не только в судьбах тех, кто написал эти стихи, но и в истории страны. Прощания, недоговорённые главные слова… Всё это есть у Симонова, одного из самых «железнодорожных» наших поэтов.

Продолжать эту небольшую антологию можно долго – вплоть до многотомника. Особенно если добавить прозу. Но железная дорога не терпит долгого ожидания. Минута, другая – и поезд ушёл, оставив слепок короткого стихотворения, отрывка, нескольких строк.

26-Памятник война вокзал.jpg

Памятник литературно-музыкальному произведению. Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала, посвящённая первому исполнению песни «Священная война»

Тэги: Поэзия Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS