Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Искусство Культура

Мефисто-вальс

Сотый сезон Краснодарского драмтеатра открылся «Маскарадом»

30 октября 2019
 В роли Князя Звездича –  М. Дубовский

Лермонтовская пьеса ставится здесь в третий раз. Константин Степанов-Колосов обратился к ней в предвоенные годы. Постановка Михаила Куликовского гремела в шестидесятых. И вот наступило время нового прочтения.

 

«Светская фешен»

«Здравствуй, Мефистофель, переложенный на русские нравы! Кого бранил ты теперь?

– Тебя, прекрасная маска.

– Ты не исправишься, Мефистофель, ты вечно останешься неумолимым, насмешливым, холодным. Всегда ли ты был таков, Мефистофель? Не обманула ли тебя какая-нибудь женщина?»

Граф Соллогуб. Повесть «Большой свет». События разворачиваются на маскараде в Большом театре. Один из главных героев – Михаил Леонин, он же Михаил Юрьевич Лермонтов.

Обрисован достаточно точно – «в гусарском армейском мундире, с одной звёздочкой на эполетах», получает трогательные письма от бабушки:

«Не думай, Миша, что мы, старые люди, таки совсем из ума выжили и говорим один только вздор. Совет наш всегда хорош, даже когда он вам, молодым людям, и не нравится».

Его спутник – тот самый Мефисто, вступающий разговор с маской. Высокий джентльмен в летах, облачённый в чёрный фрак английского покроя, немало повидавший на своём веку.

Чем вам не Арбенин? Вино, карты, маски, отказ от дуэли – всё перемешано с явной отсылкой к «Маскараду» Лермонтова. Соллогуб, сделавший поэта героем своей повести, был неплохо знаком как с пьесой, так и с её автором.

Лермонтов, в отличие от лермонтоведов, на повесть Соллогуба не обижался. А «светскую фешен», о которой шла речь в «Большом свете», блестяще показал в «Маскараде».

 

Шпирх и Шприх

И снова Мефисто. На этот раз в повести «Предубеждение» Осипа Сенковского:«Не знаю, через отражение ли окружающих меня превосходств, или от того, что Мефистофель сел на это время у меня на маковке, но я вдруг получил удивительное вдохновение остроумия».

Ладно, Мефистофель, но ведь в повести Сенковского есть ещё и Шпирх, которого Лермонтов для «Маскарада» переименовал в Адама Петровича Шприха. Сути дела это не меняет:

«Шпирх есть микроскопическое создание, смуглое, бледное, тощее, сухое, без тела, без крови, без чувств, без сердца, без души. Вы всегда найдёте его на каком-нибудь тротуаре. Это домовой Невского проспекта.»

Этакий затаившийся, ждущий своего часа, легко принимающий любое обличье, сморщенный Мефистофель.

 

Игра в Мефисто

Главный режиссёр Краснодарского театра драмы Константин Демидов тонко почувствовал мефистофельский нерв лермонтовского «Маскарада», эту игру в чертовщину, где маски и карты – лишь отражение прихоти рока.

Надевший маску одновременно свободен и беззащитен. Сокрыт от всех и уязвим для сплетен. Севший за карточный стол может проиграться, а может изменить судьбу.

Прихотливо фортуны колесо, а прикоснись к нему – и переступишь грань. Пусть то игра, пусть маскарад. И за той гранью инфернальный мир, живущий по своим правилам.

Инфернальность происходящего усиливается завораживающей сценографией Андрея Климова, не первый раз обращающегося в театре к лермонтовской тематике. А также музыкальной фактурой Валентина Дёмина, предложившего новую версию романса Нины.

Арбенин в постановке Демидова – карточный игрок, игрок до мозга костей, лишь временно ушедший на покой, ведь бывших игроков не бывает. Он сдерживал себя, женившись, но «чёрт-то всё в душе сидит».

Он делает ход, отыгрываясь за Звездича, не понимая, что навлекает на себя несчастье. Маски, как и карты, умеют мстить.

Заслуженный артист России Олег Метелёв создаёт образ Арбенина резкими мазками, подчёркивая его отстранённость от окружающих. А рядом кружит Шприх, с каждым шагом приближающийся к заветной цели. Заслуженный артист Кубани Алексей Сухоручко убедителен в своей роли, раскрывая характер через пластику, показывая зрителю, как быстро может измениться угодливый заимодавец.

В финале Шприх преображается в Неизвестного. Чёрт принимает человеческий облик, раскрывая режиссёрскую идею о демоническом начале пьесы.

Арбенина побеждает Шприх. Он же Неизвестный. Он же…

Можно продолжать подбирать маски.

Юрий Лучинский, заведующий кафедрой филологии Краснодарского государственного университета

 

Тэги: Театр Премьера Краснодар
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS