Трудовая деятельность будущего писателя, который вошёл в историю русской литературы под псевдонимом Фёдор Сологуб, началась в Крестцах (теперь это райцентр Новгородской области), куда он приехал из Петербурга после окончания Учительского института. К крестецкому периоду относятся и первые публикации Ф. Сологуба. В 1884 г. стихотворение «Лисица и Ёж» появилось в детском журнале «Весна». Многие ученики так до конца жизни, кажется, и не узнали, что автор романа «Мелкий бес» и их учитель Ф. Тетерников – одно и то же лицо. Но нынешние жители посёлка в отличие от обитателей столиц свято чтят память учителя и писателя. В начале марта в читальном зале муниципального учреждения культуры «Крестецкая межпоселенческая библиотека» прошли уже VII Сологубовские чтения. «ЛГ» публикует одно из выступлений, посвящённых нелёгкому, но плодотворному периоду жизни Фёдора Кузьмича Сологуба.
В сентябре 1882 г. ученики Крестецкого городского трёхклассного училища (в нём учились 6 лет) познакомились с новым учителем – Фёдором Кузьмичом Тетерниковым. Он с первого дня горячо взялся «сеять разумное, доброе, вечное». Первое впечатление от школы у Фёдора Кузьмича – это прежде всего исключительная бедность многих подопечных. Некоторые ученики были постоянно голодны, кое-кто из них не мог ходить на уроки из-за отсутствия обуви. Молодой учитель много и плодотворно работает. Обнаружив слабую подготовку учеников, он перестраивает учебный процесс, организует дополнительные занятия, печётся о новых учебниках, пишет статьи о своём опыте в журнале «Русский народный учитель». Но помимо этого он интенсивно пишет стихи, рассказы, берётся за большой роман…
Получив место учителя в Крестцах, Фёдор Кузьмич привёз сюда мать и сестру, обзавёлся хозяйством. Жизнь в Крестцах оказала глубокое влияние на творчество Сологуба. В какой-то степени Крестцы и их обитатели нашли отражение в романе «Мелкий бес». Учитель Передонов под пером Сологуба стал символом всего косного, мерзкого в русской провинциальной жизни. И всё же более точно, в полном смысле биографически, жизнь в Крестцах показана в другом романе писателя – «Тяжёлые сны». Автор описывает улицы, дома обывателей, их занятия, реку (он называет её не Холова, а Мгла), острог, Летний сад. Много раз упоминаются оборонительные валы, существовавшие со времён Екатерины II, которые прямоугольником с трёх сторон окружали город. В образе одного из главных героев романа, Мотовилова, легко узнаются предводитель крестецкого уездного дворянства барон В.П. Розенберг и всё его семейство. Другой герой романа – Молин. Его прототипом послужил коллега Ф. Сологуба по училищу – А.П. Григорьев. Из-за него Фёдор Кузьмич и был вынужден покинуть Крестцы в конце лета 1885 г.
А случилось вот что. Учитель Григорьев А.П. поселился на семейной квартире Тетерниковых, здесь он питался (тогда говорили «имел стол») и пользовался другими бытовыми услугами. В городке об этом человеке ходила слава ловеласа и дамского угодника. В семье Фёдора Кузьмича была в услужении 14-летняя девочка, которую Григорьев склонил к сожительству, за что он был посажен до суда в тюрьму. И тут-то в дело вмешалась общественность – крестецкие дамы, которые стали распространять по городу слухи о невиновности Григорьева. В конце концов «виновными» оказались свидетели, в числе которых была и мать Ф. Сологуба – Татьяна Семёновна. «Дамское общество» стало шантажировать Фёдора Кузьмича, а когда тот не поддался, принялось распространять о нём и его семье самые невероятные и грязные сплетни.
Григорьев был выпущен на свободу, дело прекращено. Правда, из учителей Григорьева выгнали, но Ф. Сологуб перевёлся учителем в Великие Луки. Так Крестцы потеряли хорошего педагога, да, видимо, лишились и литературной славы. В личном литературном архиве Ф. Сологуба (он находится в Пушкинском Доме) сохранились своеобразные «досье» не менее чем на 200 жителей Крестец. В этих кратких записях не только называются фамилии, имена, но кратко говорится о профессии, иногда даётся прозвище, какие-то детали внешнего облика, психологическая характеристика. Эти записи – первоначальный материал, как бы мозаика, из которой писатель позже создавал образы своих героев.
, кандидат исторических наук, краевед