 Трудовая деятельность будущего писателя, который вошёл в историю русской литературы под псевдонимом Фёдор Сологуб, началась в Крестцах (теперь это райцентр Новгородской области), куда он приехал из Петербурга после окончания Учительского института. К крестецкому периоду относятся и первые публикации Ф. Сологуба. В 1884 г. стихотворение «Лисица и Ёж» появилось в детском журнале «Весна». Многие ученики так до конца жизни, кажется, и не узнали, что автор романа «Мелкий бес» и их учитель Ф. Тетерников – одно и то же лицо. Но нынешние жители посёлка в отличие от обитателей столиц свято чтят память учителя и писателя. В начале марта в читальном зале муниципального учреждения культуры «Крестецкая межпоселенческая библиотека» прошли уже VII Сологубовские чтения. «ЛГ» публикует одно из выступлений, посвящённых нелёгкому, но плодотворному периоду жизни Фёдора Кузьмича Сологуба.
Трудовая деятельность будущего писателя, который вошёл в историю русской литературы под псевдонимом Фёдор Сологуб, началась в Крестцах (теперь это райцентр Новгородской области), куда он приехал из Петербурга после окончания Учительского института. К крестецкому периоду относятся и первые публикации Ф. Сологуба. В 1884 г. стихотворение «Лисица и Ёж» появилось в детском журнале «Весна». Многие ученики так до конца жизни, кажется, и не узнали, что автор романа «Мелкий бес» и их учитель Ф. Тетерников – одно и то же лицо. Но нынешние жители посёлка в отличие от обитателей столиц свято чтят память учителя и писателя. В начале марта в читальном зале муниципального учреждения культуры «Крестецкая межпоселенческая библиотека» прошли уже VII Сологубовские чтения. «ЛГ» публикует одно из выступлений, посвящённых нелёгкому, но плодотворному периоду жизни Фёдора Кузьмича Сологуба.
В сентябре 1882 г. ученики Крестецкого городского трёхклассного училища (в нём учились 6 лет) познакомились с новым учителем – Фёдором Кузьмичом Тетерниковым. Он с первого дня горячо взялся «сеять разумное, доброе, вечное». Первое впечатление от школы у Фёдора Кузьмича – это прежде всего исключительная бедность многих подопечных. Некоторые ученики были постоянно голодны, кое-кто из них не мог ходить на уроки из-за отсутствия обуви. Молодой учитель много и плодотворно работает. Обнаружив слабую подготовку учеников, он перестраивает учебный процесс, организует дополнительные занятия, печётся о новых учебниках, пишет статьи о своём опыте в журнале «Русский народный учитель». Но помимо этого он интенсивно пишет стихи, рассказы, берётся за большой роман…
Получив место учителя в Крестцах, Фёдор Кузьмич привёз сюда мать и сестру, обзавёлся хозяйством. Жизнь в Крестцах оказала глубокое влияние на творчество Сологуба. В какой-то степени Крестцы и их обитатели нашли отражение в романе «Мелкий бес». Учитель Передонов под пером Сологуба стал символом всего косного, мерзкого в русской провинциальной жизни. И всё же более точно, в полном смысле биографически, жизнь в Крестцах показана в другом романе писателя – «Тяжёлые сны». Автор описывает улицы, дома обывателей, их занятия, реку (он называет её не Холова, а Мгла), острог, Летний сад. Много раз упоминаются оборонительные валы, существовавшие со времён Екатерины II, которые прямоугольником с трёх сторон окружали город. В образе одного  из главных героев романа, Мотовилова, легко узнаются предводитель крестецкого уездного дворянства барон В.П. Розенберг и всё его семейство. Другой герой романа – Молин. Его прототипом послужил коллега Ф. Сологуба по училищу – А.П. Григорьев. Из-за него Фёдор Кузьмич и был вынужден покинуть Крестцы в конце лета 1885 г.
А случилось вот что. Учитель Григорьев А.П. поселился на семейной квартире Тетерниковых, здесь он питался (тогда говорили «имел стол») и пользовался другими бытовыми услугами. В городке об этом человеке ходила слава ловеласа и дамского угодника. В семье Фёдора Кузьмича была в услужении 14-летняя девочка, которую Григорьев склонил к сожительству, за что он был посажен до суда в тюрьму. И тут-то в дело вмешалась общественность – крестецкие дамы, которые стали распространять по городу слухи о невиновности Григорьева. В конце концов «виновными» оказались свидетели, в числе которых была и мать Ф. Сологуба – Татьяна Семёновна. «Дамское общество» стало шантажировать Фёдора Кузьмича, а когда тот не поддался, принялось распространять о нём и его семье самые невероятные и грязные сплетни.
Григорьев был выпущен на свободу, дело прекращено. Правда, из учителей Григорьева выгнали, но Ф. Сологуб перевёлся учителем в Великие Луки. Так Крестцы потеряли хорошего педагога, да, видимо, лишились и литературной славы. В личном литературном архиве Ф. Сологуба (он находится в Пушкинском Доме) сохранились своеобразные «досье» не менее чем на 200 жителей Крестец. В этих кратких записях не только называются фамилии, имена, но кратко говорится о профессии, иногда даётся прозвище, какие-то детали внешнего облика, психологическая характеристика. Эти записи – первоначальный материал, как бы мозаика, из которой писатель позже создавал образы своих героев.
, кандидат исторических наук, краевед