Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 марта 2025 г.
  4. № 9 (6973) (05.03.2025)
Литература Литературный резерв

Мелодия милосердия

О творчестве Софьи Юдиной

07 марта 2025
За роялем Софья Юдина

Профессиональный пианист, госпитальная сестра милосердия, поэт, автор и самобытный исполнитель своих удивительных песен – могут ли все эти ипостаси быть одновременной сущностью одного человека, тем более двадцатитрёхлетней девушки? Может ли современная молодая москвичка писать стихи с посылом отечеству, о фронте и о солдате? Писать, что называется, по гамбургскому счёту, на высоком уровне русского стихосложения, в котором, как известно, даже взводами командуют генералы.

Стихи Софьи Юдиной привлекли внимание любителей русской словесности в предшествующие год-два, ещё до того, как она стала лауреатом свежеучреждённой Национальной премии «Слово» (2024). Имя молодой поэтки (неологизм Ю. Мориц) прозвучало в списках победителей целого ряда литературных конкурсов и премий. Мой интерес усугубился тем немаловажным обстоятельством, что Софья много лет обучается игре на фортепиано, причём в Московской консерватории.

Задав ряд вопросов молодой героине нашего времени, удалось добавить несколько штрихов к портрету и кое-что прояснить. Софья Юдина рассказала: «Читаю с тех пор, как научилась, читаю много. Первым любимым поэтом был Рубцов, потом Блок, Юрий Кузнецов, Рыжий, Тарковский, Гумилёв. Пишу с пятнадцати лет, но до двадцати редко сочиняла. Моими наставниками были только книги, профессиональной литературной среды не было тоже, сейчас я общаюсь со многими современными поэтами, читаю их, но именно влияния на меня – не чувствую, возможно, просто не осознаю».

В фортепианном репертуаре исполнительницы Софьи Юдиной – почти всегда Сергей Прокофьев. «Я правда очень люблю Прокофьева, – призналась Юдина, – но ещё и Шуберта, Моцарта, Шумана, Рахманинова… Люблю Таривердиева, Пахмутову, вообще песни советских композиторов, музыку XXI века знаю мало, не нравится та, где есть тенденция к расчеловечению, немелодичная, некрасивая».

Такому раздвоению, а то и «растроению» муз родители не препятствовали; Соня уверена: они принимают и любят всё, что она делает; стихи музицированию не мешают, а наоборот – похоже, помогают.

Космос и мелос Юдиной вряд ли вместимы в какую-либо формулу.

Чтобы установить должную планку разговора, воспользуюсь суждением поэта Виктора Кирюшина: «В стихах Софьи Юдиной подкупает масштаб, умение соотносить личные переживания с небесной высотой Божьего замысла о человеке. <…> При этом мир, запечатлённый в стихах Софьи, отнюдь не выглядит идеальным. Скорее он катастрофичен, чреват потерями и горестями, но и в этой реальности спасает христианское отношение к жизни:

«…даже если погибнем – воскреснем». И всё же основной мотив произведений поэтессы – любовь. Жертвенная, всё преодолевающая, умеющая ждать и верить».

Итак, читаем. Восьмой месяц СВО, сочинение датировано 10.10.2022.

…Создатель чудес…

лохматую голову свесит с небес


И поднимет мужицкой своей пятернёй

Над прошитой снарядами

чёрной стернёй


…Если спросит, о ком ты молился,

…За кого ты под пулями бился,

Ты ответишь: «Я землю худую жалел,

Чтоб она не досталась врагу на прицел.

<...>

Я пронёс через смерть всё,

чем жил на земле:

Золотую ромашку на хрупком стебле,

Завывание вешней метели,

Я Твои первозданные видел леса,

Я деревьев умел различать голоса –

О Тебе они, Господи, пели.


Дальше герой признаётся:


И откроешь глаза, и пойдёшь по земле,

И поодаль лежащим в остывшей золе

Свой найдёшь автомат невредимый.

И нещадно орудья врага застучат,

Но не дрогнет под пулями

русский солдат,

Неповерженный, непобедимый.


Это эхо, талантливый подхват уже ставшего всеобщим анапестного гула: и стихотворения Дмитрия Мельникова «Письмо» (2022) – «Напиши мне потом, как живому, письмо, / Но про счастье пиши, не про горе», – которое, как мной уже отмечалось, тоже несёт в себе музыку стихотворения Арсения Тарковского с непостижимой «птичьей строчкой из гласных» – «иоа аои» («Если б ты написала сегодня письмо... Напиши мне хоть строчку одну, хоть одну...»). Звук этот катится из огненного, фронтового 1942‑го. Чуткое музыкальное ухо улавливает золотую нитку этого прекрасного мелоса. Завораживающая музыка этих стихов – духоподъёмна. В радиоинтервью Софья рассказывала: «Мой близкий друг находился в армии и был уверен, что пойдёт воевать. Я тогда написала для него стихотворение, чтобы ему было нестрашно, чтобы он знал: даже если отправят на фронт, он не погибнет».

Молодой поэт высказывается о Родине (вот вам и ругаемое новое поколение!). Что поразительно, космическая картина в самом деле неотделима от любовного переживания лирической героини:

Мы не успеем вспомнить ничего,

И хлынет тьма в моторные отсеки.

Но как светло от взгляда твоего,

Как будто там, вдали, – стада и реки,


Некошеные лютики и сныть,

И дети, белокурые от счастья,

Всё то, что невозможно объяснить,

Всё то, чем станем сами в одночасье.


Иди ко мне, иди, моя земля,

Пусть мы с тобою не тонки, а грубы.

Ты подойдёшь, и поцелуешь в губы,

И навсегда забудешь про меня.


Так к кому же обращается лирическая героиня? Подобное двойственное обращение встречается ещё в одном стихотворении:

Разроют наст осенние дожди,

И чёрным клином выцветет дорога,

Не торопись по ней, не уходи,

Побудь моей землёй ещё немного.


Сруби мне дом, увиденный во сне,

Сосновый пятистенок с русской печью,

И он вздохнёт в древесной толщине,

Когда познает радость человечью.


И будет день, и вечер золотой,

И я в твои тяжёлые ладони

Войду как снег, и обернусь водой,

И никакая смерть тебя не тронет.


Надо потрудиться, чтобы сделать взрывное открытие: сущностное «моя земля» – это и есть обращение к дорогому человеку. Такая образность чуть ли не того же свойства, что и удивительные многовековые именования Богородичных икон: Благодатное Небо, Живоносный Источник, Неугасимая свеча...

С помощью подсказки автора приоткроем метафорическую завесу: эти стихи посвящены солдату, деревенскому парню.

И не надо спрашивать, откуда у девушки из мегаполиса глубинные реченья «колыбка», «на доньях», «сосновый пятистенок с русской печью», откуда у посланницы, так сказать, искусств такая органика употребления народного «привставать на мыски́» вместо литературного «…на носки». К слову, самое первое стихотворение Соня посвятила домику в любимой деревне, куда семья ездила летом.

Что-то допроясняется, когда узнаем, что Соня окончила специальные курсы и уже год – сестрой милосердия – в госпитале ухаживает за лежачими ранеными. Поразительно – когда и как всё успевает? Она поясняет: «Пишу стихи либо после девяти вечера, когда уже нельзя заниматься музыкой, либо в общественном транспорте. Но, конечно, когда есть недописанное стихотворение, оно жжёт изнутри, и ты не можешь заниматься, поэтому бывает, что пишешь целый день».

Я тебе говорила –

не выдержу здесь одна,

И ты отдал мне сердце своё,

чтобы стала смелой,

Но с тех пор и во мне не стихала

твоя война,

И осколки твои разошлись

у меня по телу.


Нет, это не умозрительные сочинения, эти строки оплачены судьбой. И оплаканы: 

Мы осели с небес тишиной

и коричневой пылью,

Мы дороги войны,

мы стоим под её остриём,

Только бьются во мне изнутри

соловьиные крылья,

Это птица во мне,

я лишь слушаю голос её.


Я жила, никогда не срываясь

на начатом слове,

По палатам, где в ряд

камуфляжи висят у двери,

Сотню рук я пыталась отмыть

от земли и от крови,

Но сильнее всего полюбила я руки твои.


Чуть ли не каждая строка вышеприведённого восьмистишия скрижальна, выбита сердцем на Небесах. Это снова анапест, но уже пятистопный, «пастернаковский» («Приедается всё...»).

А вот посвящение «Другу в госпиталь»:

Я сажусь к тебе – рука и голос,

И всё время разбудить боюсь.

<...>

Этот блеск земли – он есть и нету.

Нужен голос, тёплая рука.

А в глазах твоих плывут по свету,

Ты бы знал, какие облака.


Анна Ахматова повторяла: «Бог сохраняет всё». В этом убеждена и Софья Юдина, русский поэт XXI века:

И в самый первый день,

когда к тебе вернусь

и порасту деревьями в садах,

я подниму тебя, обёрнутого в Русь,

на оперённых листьями руках.


Обсудить в группе Telegram

Станислав Минаков

Род. 22 августа 1959, Харьков, Украина — русски... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS