Пять лет как его нет на свете – одного из выдающихся комсомольских руководителей БАМа. Но память об этом человеке не умрёт. Слишком велик его вклад и в техническое создание магистрали, и в то, что БАМ стал для тысяч молодых людей школой человеческого достоинства…
Как стать крупным управленцем за пять минут? Казалось бы, подобное просто невозможно. Необходим опыт хотя бы нескольких лет, понадобятся характер, воля. Но можно получить назначение! Именно так на плечи молодых комсомольских работников ложилась ответственность за тысячи людей, отправлявшихся на БАМ, на великую стройку ХХ века. Одним из таких бамовских энтузиастов был и Валентин Александрович Сущевич. Это он 27 апреля 1974 года под овации увозил из Кремлёвского дворца съездов на БАМ первый комсомольский отряд. Его составляли представители едва ли не всех областей Советского Союза и уж точно всех его республик. Больше 50 национальностей, разные традиции, разное воспитание и – никаких распрей на национальной почве. Ибо ничто так не сплачивает и не воспитывает, как труд.
Выпускник Днепропетровского металлургического института и Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, Сущевич был истинным профессионалом своего дела. Инженер-металлург, инженер-строитель путей сообщения, работник «Южмаша» – в 1974-м его назначают начальником бамовского штаба ЦК ВЛКСМ, пропустив через отбор из 300 кандидатов. С тех пор все помыслы Валентина Александровича были связаны со строительством и благоустройством магистрали. Работа в его штабе кипела до позднего вечера, как результат – все строительные подразделения и структуры ГлавБАМстроя были укомплектованы. Комсомольская и инженерная выучка, незаурядный организаторский талант и умение работать с людьми позволяли Сущевичу как глубоко вникать в производственные проблемы (а сколько их возникало каждый день – не сосчитать), так и заниматься бытовым обустройством бамовцев и их досугом – библиотеками, кинотеатрами… А ведь всю эту социальную инфраструктуру предстояло возводить практически на голом месте, из ничего.
Интересно, что Сущевич курировал и разнообразные фестивали, проходившие на БАМе. В том числе Пушкинские дни. Ему каждый раз удавалось приглашать для встреч со строителями дороги ярких замечательных литераторов. Например, оргкомитет фестиваля возглавлял Ираклий Лаурсабович Андроников – всеобщий любимец, от которого ждали не только новых произведений, но и устных рассказов, личного общения. Летом 1976 года, когда на магистрали ещё мало что было построено, на пушкинский праздник приехал настоящий мэтр – Юрий Маркович Нагибин. Для него было не впервой путешествовать по масштабным стройкам, по тайге, как-никак он являлся автором сценария классического советского производственного фильма «Председатель». Писатель хорошо понимал и технологические, и психологические оттенки каждой «авральной» стройки и коллектива, тянущего
целый воз разнообразных проблем. Его многое заинтересовало на БАМе, но в первую очередь его поразил Сущевич – молодой человек, которому многое подвластно, на которого каждый час наваливался ворох вопросов, с которыми удавалось разбираться быстро и почти безошибочно. Нагибин подчас с иронической улыбкой наблюдал за Сущевичем и в итоге проникся к нему глубокой симпатией. Они провели на магистрали несколько насыщенных дней.
В прощальном интервью перед отлётом в Москву Нагибин заметил: «Скажу сразу: люди на БАМе – это самое интересное из всего, с чем пришлось познакомиться. Интересная встреча была в Моготе. Там оказался один мой знакомый по Москве, талантливый художник. Он в своё время приехал сюда собирать материал для картины, а сейчас он здесь свой и не собирается уезжать. Вот так БАМ привораживает людей».
Гостеприимному хозяину писатель подарил свою книгу «Пик удачи» с дарственной надписью «Валентину Сущевичу в память о встрече в Тынде, с уважением и дружбой». У него уже созрел замысел рассказа «Вася, чуешь?», который впоследствии будет опубликован в «Юности» – журнале необычайно популярном среди строителей магистрали. Рассказ, конечно, не повествовал напрямую о Сущевиче, но Нагибин именно в нём увидел человека, для которого не существует тупиковых преград. Такой проведёт машину и по дощатому мосту с пробоинами, да хоть по воздуху.
«Тонкие доски прогибаются под колёсами, трещат, вроде бы размётываются в стороны, теперь под машиной пусто, но она не падает, а пролетает над чёрной дырой, над беснующейся рекой, ударяется всеми четырьмя колёсами о настил и катит по нему, ровно и успокоительно погромыхивающему, до другого берега. Митя так и не проснулся. И если захочешь кому рассказать, что проехал по дыре, то не будет свидетеля. Впрочем, едва ли ему захочется рассказывать, кого этим удивишь? Если оглянуть всю гигантскую трассу строительства, то, наверное, сейчас такой вот прыжок-пролёт производит с десяток машин, и нечего даром словами сорить», – как это по-нагибински!
Этот рассказ считали «антиплакатным». Нагибин же уверял, что характер современного молодого человека сложен и противоречив, эти ребята не укладываются в привычные представления о героях труда и энтузиастах. Им хочется покрасоваться, проявить себя, быстро и хорошо заработать… И комсомольскому лидеру, которым являлся реальный Сущевич, требовалось управлять этим вольным обществом несовместимых, гарнизоном, который нисколько не напоминал армейскую часть.
Не каждый управленец понял бы это произведение. Сущевич же его понял и полюбил. Они с Нагибиным переписывались до последних лет жизни писателя. В этих письмах – и юмор, и споры. Они не во всём были единомышленниками, однако уважительный интерес друг к другу сохранили навсегда.
В трудные времена БАМа, когда Сущевич занимал пост генерального директора ГлавБАМстроя, он пытался спасти предприятие всей своей жизни, не соглашаясь с теми, кто саркастически называл магистраль тупиком имени Брежнева. Увы, за его плечами уже не стояла государственная мощь, но подстраиваться под конъюнктуру нового времени Валентин Александрович не собирался. Он был уверен, что только напряжённое и планомерное освоение Востока поможет России возродиться. Ведь там более 80% топливных ресурсов, 75% лесных и гидроресурсов, около 2/3 запасов минерального сырья. Неужели можно оставить этот край неосвоенным?..
В книге «Правда о БАМе» Сущевич утверждал: «БАМ – это практическое воплощение вековечной мечты русских людей о приращении могущества нашей Родины за счёт освоения её северных и восточных территорий, для тех, кто сегодня искренне озабочен поиском национальной идеи, способной вновь сплотить россиян в единую семью и возродить Россию в кратчайшие сроки. БАМ способен дать много прекрасных примеров и подсказок в решении и этой задачи». Таким был менеджмент по-бамовски.