Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2024 г.
  4. № 44 (6956) (06.11.2024)
Телеведение

Мессир

К 95 летию со дня рождения Олега Борисова

08 ноября 2024
Олег Борисов – заглавная роль в телефильме «Крах инженера Гарина»

Питер вовремя забрал его с Украины, а то бы великий артист вовсе там сплясался и сбалагурился. Его и так подмывало по инерции ещё лет семь чечётку бить – даже на броне «саушки» в «На войне как на войне».

А так-то он и не украинский был вовсе, вопреки заблуждениям и «Двум зайцам». Просто зачем-то со студии МХАТ распределили в Киев, будто там своего Карпенко-Карого не было. Пришлось бацать на гитаре и распускать хвост, как всем тамошним живчикам от Брондукова до Леонида Быкова. Голохвостых играть.

Зато женился. Знался близко с единственным человеком, с которым тогда в Киеве стоило знаться, – Виктором Некрасовым (ну ладно, с Лобановским ещё, футбол – святое). Бродил по кручам и булгаковским местам, поминая единственного человека, которого следовало знать в Киеве поколением раньше.

Некрасов и порекомендовал его на «Ленфильм» в собственную экранизацию «Город зажигает огни». Потом в «Балтийское небо» – прощаться у Александрийского столпа с Гурченко, двигавшейся тою же дорогой: из харьковских опереточных попрыгуний в мощные драматические актрисы, каковые таланты открыл в ней тот же «Ленфильм», причём те же режиссёры, что и Борисова: Венгеров, Герман, Трегубович. Вместе играли шесть лет спустя в «Рабочем посёлке»: он – слепого солдата, она – загнанную его кромешным пьянством жену. Вместе же – в «Укротителях велосипедов», «Дневнике директора школы», «Рецепте её молодости», да и дружили.

Голохвастов («За двумя зайцами»)

Россия – не та страна, где особо распляшешься. Как и у Брондукова, и у Быкова, серьёзные его роли пошли с войны: хромой лётчик в «Город зажигает огни», слепой морпех в «Рабочем посёлке» (слишком уж часто шла там речь о тридцати трёх богатырях – явно морская пехота), старлей флотской авиации в «Балтийском небе» и сержант-самоход в «На войне как на войне», певший накануне смерти народное танкистское «Нас извлекут из-под обломков». Война ж его и на дорожку поставила: по эвакуации жил в Чимкенте в помещении театра, потом по распределению в Русской драме Леси Украинки тоже в театре, потом в питерском БДТ, и поначалу тоже в здании.

Там у Товстоногова и осел, и прижился. Пройдя замысловатой дорожкой любимого своего Гоголя: с горластой-нахрапистой Малороссии на ледяной инфернальный Невский проспект. На вопрос, кого труднее играть, отвечал: однозначно Гоголя. А кого ж только не переиграл. С Достоевским и то было легче.

Впрочем, не всегда. Ухватившись после «Идиота» и «Кроткой» в БДТ за роль самого Ф.М. в «Двадцати шести днях из жизни Достоевского», быстро обнаружил, что у режиссёра, заслуженного и уважаемого Зархи, никакой концепции героя нет и грядёт очередная оперетка про селебрити. Ушёл с роли и – уже в звании народного артиста СССР – удостоился двухлетнего вето на съёмки на «Мосфильме» (Достоевского, испросив разрешения у отказника, сыграл Анатолий Солоницын).

А вето преодолел его новый кормчий В.Ю. Абдрашитов, утвердив уже через год на «Остановился поезд». Там они с тем же Солоницыным рубились наотмашь за стёртые правила надорванной страны: один, фальшиво пламенный, – за подвиг и пафос самопожертвования, другой, желчный, – за репрессии к разгильдяям, доводящим до подвигов и самопожертвований. Притом Борисов был урождённым Альбертом, названным в честь визита в СССР бельгийского принца (имя Олег придумали сокурсники), а Солоницын – урождённым Отто в честь О.Ю. Шмидта (Анатолием стал уже после войны). Альберт и Отто, зло грызущиеся в глуши за жизнь и Россию, – то была сильная чеховская картина, выходящая далеко за рамки обычного уголовного кейса.

Играл в «Параде планет» вожака призраков – расчёта резервистов, условно уничтоженных условным противником и одиссеями занесённых то в Аид, то в город женщин. Как на Страшном суде, отвечал на простые вопросы: «Как ты жил? Ты добрый? Друзья у тебя есть?»

Муравин в фильме «По главной улице с оркестром»

Для судных вопросов были все основания: последние 15 лет жизни Олег Иванович болел лейкозом и нуждался в регулярных переливаниях крови. Близость смерти совсем иначе насыщала жизнь и работу. В «Слуге» – третьем их совместном с Абдрашитовым и Миндадзе труде – история шофёра Значительного лица стала притчей о Фаусте, запродавшем душу чёрту. Покупал – ухмыляющийся и не сводящий цепких глаз Борисов. В начале третьей серии оба выбрасывались на Россию с парашютами – как засланные в тыл беспечной страны посланцы Зла.

Где вы, где, оперетты студии Довженко про зайцев и лодырей! Эпического размаха артист действовал на русских экране и сцене. Нечто подобное он уже пытался делать в «Рафферти», но Семён Аранович образ беса до конца не довёл и срубил чудовище автоматными очередями Джигарханяна прямо на ступенях Дворца правосудия. Когда под бешеное танго Александра Кнайфеля триумфатор, баловень, игрок взлетал замедленной съёмкой по центру парадной лестницы, пули рвали светлую тройку и сыпали стеклом солнечные очки – кара за попрание Божьих норм выглядела поистине завораживающе.

И уже на самых высотах покорённых вершин Гоголя («Женитьба»), Достоевского («Подросток») и Чехова («Дядя Ваня») снова пробивало на детскую эксцентрику: русский до самого донного дна Борисов играл сварливого, жовиального, жуликоватого еврея в «Луна-парке» Павла Лунгина. «Не ври вруну, любитель!» – повторяли его великие истины редкие посетители тогдашнего кино. «В красном углу пивзавод Бадаева! – блажил он. – В синем углу заслуженный мастер спорта простатит Хейфица! Ты на кого ставишь? Я на простатит». «К вечеру может надраться любой пошляк, – учил он. – А ты вот попробуй выпить с утра, чтоб весь день пустить под откос! – на это нужен талант».

В финале названый сын, высунув из окна поезда, сушил на ветру описанную отцом простыню (победил-таки простатит) – и белый флаг капитуляции пред этим великим эго, этой клокочущей жизненной силой, этим постижением на равных самой утончённой классики навек запечатлелся в эпохальной картине переходных времён.

Артист умер полгода спустя 66 летним.

Больше ему здесь просто нечего было делать.


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • «…Я живу ещё для искренних друзей…»

    26.04.2025
  • Просветлённо-трагический катарсис

    24.04.2025
  • Пометы на полях

    18.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS