Докудрама Леонида Парфёнова «Глаз Божий» показалась не более чем приятной вещицей на любителя. Что помешало отнести новый проект гуру российского ТВ к разряду откровений?
Не будем брать в расчёт навязчивое присутствие в кадре автора, мелочную антисоветчину и странный в некоторых случаях подбор актёров… Главное, в фильме, посвящённом 100-летию Пушкинского музея, Леонид Парфёнов изменил своему проверенному творческому методу – актуализации. Ранее, чтобы зрителям стало понятнее прошлое, Парфёнов примерял к нему события, явления сегодняшнего дня. Благодаря приёму сопоставления показывал в особом свете и настоящее время, обнажая его значимые детали.
Казалось, что новый фильм не обойдётся без актуализации, а рассказ о меценатах Российской империи заставит Леонида Парфёнова с присущим ему талантом дать верную оценку нынешним российским благотворителям, привести примеры, когда олигархи, успешно пропиарившись на «возвращении в Россию бесценных реликвий», тихо оставляли их себе в личное пользование.
Однако этого не произошло. Леонид Парфёнов – яркий представитель «креативного класса», лидер протестов московской интеллигенции, в котором Борис Березовский видит будущего президента России, – не нашёл в себе смелости указать богачам на их жадность, дурной вкус и отсутствие патриотизма.
Потому что обличать «путинский режим» – занятие безобидное, а компрадоры – ребята серьёзные, могут и финансирования лишить.