Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2023 г.
Литература Библиосфера

Меж морем и полями

03 мая 2023

Борис Бартфельд. Corpus solidum / Осязаемое тело: стихо­творения.

– М.: ОГИ, 2022. – 240 с. – 500 экз.

Главные герои книги стихов Бориса Бартфельда «Corpus solidum / Осязаемое тело» – время и история. Тоже в некотором роде становящиеся осязаемыми телами под пером поэта. Время в его поэтике – понятие метафизическое. Оно и неустанно течёт, и в то же время неподвижно, позволяя перемещаться в его осязаемом теле, чувствуя его упругий поток, переживая каждое мгновение.

Туман. Генерал Черняховский

Прогуливается с Барклаем,

Треплет лошадь по холке,

О Воронеже вспоминает.


Пугаясь собак, заходящихся лаем,

Прижав к груди треуголку,

Бонапарт бредёт стороною...


Столь смелые сближения разных эпох, их непрерывная перекличка не редкость в стихах Бориса Бартфельда. И немудрено... Вся его жизнь связана с Балтикой, с бывшей Восточной Пруссией, волею истории ставшей Калининградской областью. Вот край, где история шла волна за волной, неторопливо и мерно, как волны омывающей его Балтики. Исторические события, исторические же имена, войны, расцвет искусства и философии, герои 1812 года, воины Первой мировой и Второй мировой. Кажется, ни одна война не обошла эту удивительную и многострадальную землю. Кстати, о событиях Первой мировой и Великой Отечественной Борис Бартфельд написал пронзительный и многомерный роман «Возвращение на Голгофу».

Если время и история – предметы его неустанных размышлений, то размышляет он о них стихами, и здесь главным его инструментом становится родной язык.

Язык дан всем, он открыт для каждого, мы не замечаем, как пользуемся им в повседневной жизни. Но когда поэт начинает писать стихи, язык преображается, в нём просыпается удивительная энергия, сближающая времена и события, объединяющая небесное и земное, позволяющая говорить о малом и в то же время проявлять в нём всё мироздание. Поэт по Борису Бартфельду – это «тайный пленник, заложник речи, ленник[1] слов, позабытых наречий...».

Не царь, но Бог – свободный океан –

Родной язык, в котором мы, купаясь,

Живём и дышим, ищем идеал...


Выше уже было сказано о кровной связи поэта с городом «К» и со всей ойкуменой, окружающей его. Можно с полным правом сказать, что Борис Бартфельд – плоть от плоти этого удивительного и какого-то таинственного края, в чём он вдохновенно признаётся:

Люблю тебя! Не властную Москву,

Не пышный Петербург, а этот островок земли

Меж Неманом и польскими холмами,

Меж морем и полями, уходящими в Литву,

Меж небом и землёй, меж вздохом первым и прости.


И в этом искреннем признании, на мой взгляд, значимо звучат слова «этот островок земли». Вспомним пушкинское «Вновь я посетил тот уголок земли...». Уголок, который значит больше, чем вся остальная «география». Островок земли... Многозначительное и многозначное определение, во многом раскрывающее секреты поэзии Бориса Бартфельда. Известно, что Калининградская область – анклав России. Она словно остров, граничащий с морем и сопредельными государствами. Остров, даже если он и является частью чего-то большего – континента, государства, – всё-таки отдельное образование, со своим укладом и со своим восприятием окружающего пусть и на подсознательном уровне.

Можно с полным правом говорить о некоем «островном мышлении», и в этом нет никакой уничижительной оценки. Островная Англия, например, дала великую английскую литературу, можно ещё вспомнить островную Японию с её удивительной культурой, Ирландию с её традициями... «Островная» составляющая поэзии Бориса Бартфельда и шире – калининградской литературы, подвижником и энергичным деятелем которой он является, – может стать предметом отдельного исследования. А нам достаточно его неподдельной преданности и пристрастности к своей, как говорили некогда, малой родине.

Прежде всего он лирик, способный увидеть красоту мира в мельчайших деталях. Он видит, как «в поле аисты шагают, по клюв в туман погружены», как «август в звёздах увяз по грудь», как «лавиной люпины лились на луга... ».

Возвращаясь к разговору о языке, нельзя не отметить хотя бы на подсознательном уровне, а стихи и работают на уровне подсознания, звукописи последней строки: «лавиной люпины лились на луга...». Мы слышим то ли пастушеский рожок, то ли неведомую травяную флейту, но в итоге перед нами зримо предстаёт поле, которое «люпины синью насильно заполонили». Ещё одна строка, которая заставляет вновь услышать переливы флейты и увидеть переливы оттенков люпинового простора.

«Временно, помни, всё временно...» – пишет поэт, и эта строка – камертон к стихам, в которых поэт раздумывает о бренности этого мира, о вечной тяжбе бытия с небытием.

Поспеши, ведь осталось так мало

Дней, наполненных летним теплом.

Помнишь, бабочка в дом залетала

И к лицу прикасалась крылом?


Богатый регистр интонаций, разнообразие стихотворных форм – от лирических миниатюр до широких исторических полотен – ещё одно несомненное достоинство этой книги. Широкое, долгое дыхание, а то и сбивчивый неровный ритм иных стихов каждый раз продиктованы внутренней необходимостью, стремлением найти естественное воплощение замысла, возвести земное, вещное, осязаемое в ранг небесного и не менее осязаемого.

Мы в гору шли, снег падал на дорогу,

Менялся ритм шагов, как ритм стиха.

Казалось, что сейчас мы выйдем к Богу

И крылья ангела мелькнут сквозь облака.


В книге много размышлений о том, что такое судьба, долг, любовь, поэзия, время, бессмертие... Наверное, точные ответы на эти вопросы найти невозможно. Но это не значит, что не надо искать их. Что и делает предельно искренне, с предельным творческим напряжением Борис Бартфельд.

Геннадий Калашников

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS