Рассуждать о достоинствах сериала «МУР», не отметив множества его недостатков, было бы странно. Да, какие-то сценарные решения кажутся надуманными; иные повороты сюжета вызывают горькую усмешку; повествование изобилует нестыковками; исторические, логические, режиссёрские ляпы наверняка пополнят коллекции собирателей киношных курьёзов, но… Всё-таки есть что-то особенное в этом фильме. Что-то, заставляющее не переключать.
Задумаешься и понимаешь: кроме обычного ремесла сценаристов (Наталья Аверина, Одельша Агишев, Римма Ефремова) и режиссёра (Эльёр Ишмухамедов) следует обратить внимание на заочный диалог авторов со своими коллегами по сериальному цеху. «МУР» нужно рассматривать как декларацию вполне конкретных принципов, во многом для современного ТВ революционных.
Итак, фильм почти лишён стандартного по нынешним временам антисоветского пафоса, он не имеет сверхзадачи заклеймить «тоталитаризм», и именно поэтому авторы получают возможность решать более важные задачи, не связанные с политической конъюнктурой. А именно: выписывать характеры, лепить образы, прослеживать судьбы.
То есть, по существу, фильм «МУР» отвечает на резонный вопрос, была ли жизнь в СССР, объясняет, кто победил в войне, доказывает, что не все хорошие люди сгинули в ГУЛАГе, кто-то остался на воле – воевал, боролся с преступностью, работал в тылу.
Версия, что Победа является заслугой исключительно штрафников-уголовников, хоть и приживается в России с трудом, многие ретропроекты продолжают гнуть эту линию. К авторам «МУРа» данное замечание не относится.
«МУР» – редкий фильм, в котором преступный мир однозначно мерзок, не овеян романтическим флёром. «МУР» – уникальный современный сериал, где милиционеры являются нормальными мужиками, а объёмность их образов достигается не подлым методом, когда героев в погонах награждают манерами и внешностью урок.
В сериале создаётся коллективный образ советского милиционера, объясняющий, почему в России не очень поняли затею с переименованием в полицейских. Герои Михаила Ефремова, Ивана Стебунова, Игоря Лифанова, Игоря Скляра; героини Марины Александровой, Тамары Акуловой – все вместе и каждый в отдельности иллюстрируют народные чаяния о кадровой политике МВД.
Спасибо каналу «Россия», что хватило мужества хотя бы к 9 Мая пойти вразрез с укоренившейся на ТВ антисоветской традицией. Спасибо, что попытались рассказать трогательные и трагические истории о настоящих и хороших людях.