Лауреатами Патриаршей литературной премии 2024 года стали Владислав Артёмов, Владислав Бахревский и Виктор Кирюшин. Мы попросили председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента рассказать о произведениях этих авторов, которые можно порекомендовать для семейного чтения.
– Ваше Высокопреосвященство, недавно все мы узнали имена лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: Владислав Артёмов, Владислав Бахревский, Виктор Кирюшин. Патриаршая литературная премия для многих современных читателей компас в мире литературы: если писатель стал лауреатом, обязательно надо почитать его книги. Текущий год объявлен Годом семьи. Можно ли что-то из написанного лауреатами этого года порекомендовать для семейного чтения?
– С уверенностью говорю: да. Есть произведения, которые может читать вся семья даже с малышами, дошкольниками. Есть то, что можно прочитать вместе с подростками.
– С каких произведений Вы посоветуете начать знакомство с авторами?
– Спасибо за этот вопрос. Он очень правильно поставлен. Первое впечатление имеет большое значение. Чтобы возник интерес к дальнейшему чтению произведений какого-либо писателя, нужно, чтобы в самом начале какие-то строки заинтересовали, оказались близки, отозвались в уме и сердце. Образно говоря, некие мысли автора или сюжеты могут заставить задуматься, как-то задеть и даже вынудить вступить в мысленную дискуссию. Главное – они должны вызвать отклик.
Я предложил бы для первого чтения произведений лауреатов с дошкольниками и младшими школьниками стихотворения Владислава Бахревского «Я догадаться не могу», «Вы мечтали о морозе?» (оба названия по первой строчке) из книги «Тимошины чудеса: зима!» и Виктора Кирюшина «Длинный день», «Приметы», «Скворечник». Подросткам – стихотворение Владислава Артёмова «Свобода».
– Во всех трёх случаях стихи? Почему именно их?
– Виктор Фёдорович Кирюшин известен как поэт – думаю, здесь всё очевидно. Владислав Владимирович Артёмов, пожалуй, в равной мере поэт и прозаик. Владислава Анатольевича Бахревского знают в первую очередь как прозаика, но есть и стихи, написанные им.
Почему стихи? Основных причины две. Во-первых, в наши дни поэтам ещё труднее издать свои произведения, чем прозаикам. Поэзия не может быть просто развлекательной, для чтения нужно в какой-то мере сотворчество, усилия сердца, ума, души. Не каждый к этому готов, потенциальная читательская аудитория прозаиков больше. И хочется подчеркнуть: все лауреаты Патриаршей литературной премии пишут стихи, современная поэзия получила поддержку. Пусть юные читатели знакомятся с хорошими современными стихами.
Во-вторых, именно поэзия может в нескольких строчках передать что-то важное. Знакомство со стихами – это в какой-то мере всегда соприкосновение внутренних миров автора и читателя. Прочитать стихотворение – дело нескольких минут или секунд. И если сердце на него откликнулось, хочется и ещё что-то прочитать, клубочек разматывается, знакомство с произведениями писателя приобретает всё новые грани.
Важный момент ещё: ребенку стихотворение понравилось – он легко его запомнил. И потом оно вспоминается, и вспоминается имя автора, интерес развивается.
– Что в названных Вами стихотворениях особенно заинтересует юных читателей? Как Вы считаете?
– Процитирую строки Владислава Бахревского:
Я догадаться не могу:
Да чьи же, чьи следы в снегу?
В чью дятел дверь стучит, стучит?
Что ищут на земле лучи?
Кому так радо солнце –
С утра весь день смеется?
Основное достоинство этого стихотворения в том, что оно очень достоверно детское: ребёнок мог бы так думать, говорить, спрашивать, у ребёнка могло бы быть столько вопросов одновременно зимним ясным днём. Когда читаешь эти строки, настроение улучшается. Уверен, что юным читателям передаётся радость ясных зимних дней.
Вот ещё замечательное стихотворение:
Вы мечтали о морозе?
Нынче снег как жар горит.
Вместо яблок на берёзе
Розовые снегири.
Над рекою пар клубится,
В нежном кружеве леса.
Прилетели к нам синицы,
И повадилась лиса.
Вот уж истинно – огнёвка!
Полыхнув, исчезнет ловко.
И дразнит из-за куста
Кончик рыжего хвоста.
Так видеть, воспринимать зиму могут дети. Такие строки им легко выучить, потому что они буквально сами запоминаются, без усилий. Хорей нередко становится ритмом стихотворных сказок.
Родители лучше знают своих детей. В одной семье все вместе поговорят на доступном детям уровне о премии, писателях, их таланте и все вместе почитают стихотворения. В другой – когда будут рассматривать, например, фотографии, сделанные зимой, одновременно прочитают эти стихи. В третьей – вспомнят о них, когда начнутся холода и захочется с ребёнком почитать о зиме.
– Мы начали со стихотворений о зиме…
– Мои советы – не только на ближайшие дни. Мы говорим о семейном чтении вообще, а не только о чтении, например, в летние каникулы. Поэтому считаю правильным говорить о разных стихотворениях. Если же о летних, можно посоветовать стихотворение Виктора Кирюшина «Длинный день»:
Вот что было
По порядку
В самый длинный день в году:
Мы с утра пололи грядку
И барахтались в пруду.
Воду бабушке таскали
Из живого родника.
После дружно запускали
Змея аж под облака.
Починили будку Дику,
Чтобы в дождик пёс не мок.
Собирали землянику.
Ели бабушкин пирог
Мы ещё искали дело –
Было спать ложиться лень,
Но на улице стемнело…
До свиданья, длинный день!
Здесь хорошее знание детской психологии: это взрослые устают и сетуют, что дел слишком много, дети действительно нередко ищут для себя ещё чем заняться, особенно когда спать ложиться не хочется. Поэт не утратил способность видеть всё глазами ребёнка. День у него сложился из чередования разных событий, впечатлений из жизни детей. Вспомните себя в детстве: настоящее лето именно такое, не правда ли? А ещё это ненавязчивый совет читателям, как можно хорошо провести день: помогать взрослым, делать что-то по силам, не забывать про сезонные радости – и на всё хватает времени и энергии. Об этом и взрослым бы вспомнить, особенно тем, кто считает, что детей не нужно привлекать к домашнему труду. Обязательно нужно. И труд может быть в радость, особенно если сочетать его с летними забавами.
– В стихах Виктора Кирюшина для детей есть дидактическое начало?
– Не во всех, а в некоторых. Стихотворения для детей нередко содержат советы. Это особенность стихов не только Виктора Кирюшина. У него же стихотворение остается замечательным в художественном отношении и при этом ненавязчиво подсказывает юным читателям что-то полезное. Например, стихотворение «Скворечник»:
Скворцы не умеют
Пилить и строгать.
Давайте, ребята,
Скворцам помогать!
Отмерим, отметим,
Ножовкой отрежем…
Как лесом пахнуло –
Весенним и свежим!
В добротном и новом
Скворечнике этом
Уютно скворчата
Устроятся летом.
С утра и до ночи
В нём будет веселье.
Скорее, скворец,
Отмечай новоселье!
– Новые знания можно тоже получить с помощью стихов? Или для этого все же открываем энциклопедию?
– Пусть стихи и энциклопедии дополняют друг друга. Всё же, между ними не совсем правильно ставить знак равенства, но в них есть поучительное. Вот, например, стихотворение Виктора Кирюшина «Приметы»:
Если кошка
Жмётся к печке,
Если лёд
Трещит на речке,
Иней лёг на провода –
Наступают холода.
Если рамы
Отпотели,
Улеглись в лесу метели,
Кошка дремлет
На полу –
Это к вёдру
И теплу.
Это не только знания. Это и развитие наблюдательности: присмотрись к природе, присмотрись к домашней любимице кошке – и научишься сам узнавать, какая будет погода.
Безусловно, те, которые я назвал стихотворения, это только отдельные примеры. У Виктора Кирюшина гораздо их больше, и их следует читать, учить наизусть вместе с детьми, внуками, крестниками.
– Для подростков Вы рекомендовали стихотворение Владислава Артёмова «Свобода».
– Приведу его полностью, оно совсем небольшое:
Сады пьяны свободою и волей,
Ворвался в них мятежный дух борьбы, –
И яблони рванули через поле,
Сломав забор и повалив столбы.
В лесу им было весело вначале,
В бору им было радостно сперва,
Но их цветы редели и мельчали,
Но их плоды горчили и дичали…
А после их срубили – на дрова.
Всего девять строк, но как много в них смысла, мудрого предостережения – для тех, кому ещё не поздно остановиться и не идти по сомнительному пути. Как часто свобода оказывается псевдосвободой, иллюзией, а по факту – зависимостью от чего-то отнюдь не полезного и даже пагубного. Как часто настоящим благом для людей было как раз то, от чего им разного рода революционеры настойчиво предлагают освободиться. Вспомним призывы большевиков – «разрушить всё старое до основания». И почти всё разрушили, и только Церковь и верующая интеллигенция ценою тысяч жизней и стойкостью новомучеников спасла нашу веру и культуру. А возьмите западопоклонников 90-х годов, что они сделали с Россией, с нашей культурой?.. Свобода от норм морали разве стали для нас благом?
Владислав Артёмов пишет: «Сады пьяны свободою и волей». Именно пьяны, т. е. в том состоянии, когда всё воспринимается искажённо. Не так ли и люди порой стремятся к так называемой раскрепощённости, не понимая, насколько их представления о ней ошибочны.
За садовыми деревьями ухаживают, им дают возможность расти в подходящей среде, многие годы специалисты экспериментируют, выводят новые сорта – поэтому яблоки бывают такие вкусные, такие крупные, такие разные. Человека тоже растят, воспитывают, взращивают в определённых условиях, прилагая немало сил. Условия эти предполагают и ограничения.
Как яблони в строках Владислава Артёмова потянуло к ничем не ущемляемой свободе, так и люди нередко начинают считать, что они стеснены чем-то, что им надо стать более независимыми. Те и другие не задумываются, что с ними станет в новой обстановке. Сначала может показаться, что всё весело и радостно. Но в лесу у яблонь редели и мельчали цветы, а люди в условиях свободы от норм морали обретают мнимое приволье, сомнительные ценности, не лучший образ жизни.
– Вы полагаете, что стихотворение наиболее актуально для подростков?
– Оно актуально и для подростков, и для их родителей. Отрочество, юность – время, когда человек нередко бунтует против многого. Авторитет родителей и учителей под большим вопросом, всё, что вкладывалось семьёй, школой, подвергается сомнениям или отвергается. Опыт предыдущих поколений объявляется устаревшим. Разумеется, в разных семьях, у разных подростков степень выраженности этого неодинакова. Но подобные трудные времена в какой-то мере переживают почти все. И в это время юных людей тянет что-то новое пробовать, что-то нарушать. Хочется свободы – не очень понятно, от чего именно? И при этом не осознаются возможные последствия.
Но и современные родители порой после прочтения некоторых статей, общения с советчиками всех мастей начинают предоставлять своим детям ту самую свободу – от всего подряд. Люди не задумываются, что ребёнок, пусть ему и 12 лет, к свободе просто не готов. Так устроена его природа. Родители же не задумываются о том, к каким последствиям может привести излишний простор в действиях для подростка. Он ещё юный и неопытный человек, а желающих воспользоваться в своих целях его свободой непорядочных людей в мире немало, и интернет заполнен такими ловцами юношей и девиц. А последствия для самих подростков могут быть страшными.
Так что стихотворение полезно и родителям, и подросткам. Можно это стихотворение просто «забыть» на столе, чтобы «совершенно случайно» попалось подростку на глаза. Оно маленькое – прочитает. Очень надеюсь, что задумается.
Я ещё раз подчеркну: все три лауреата Патриаршей литературной премии – авторы многих замечательных произведений. Я сегодня говорил только о тех их стихах, с которых советую начать семейное чтение, а как оно продолжится – решать каждой семье, каждому человеку в зависимости от возраста, интересов, образования. В книге Притчей Соломоновых говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Современных родителей это может повергнуть в шок – разве можно так с детьми? Нет, я не призываю вернуть в школы телесные наказания. Я призываю понять широко этот библейский совет. Оглянитесь, посмотрите на историю человечества. Все, с кем были строги их родители и наставники, все стали впоследствии серьёзными и основательными людьми, внесшими серьёзный вклад в копилку мудрости и достижений человеческой мысли. А те, кому во всём потакали – вспомните Митрофанушку из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Там это комично, а в жизни часто бывает не до смеха.
Беседу вела Виктория Курицина
В тему
Патриаршая литературная премия вручается с 2011 года. За прошедшее время её лауреатами стали Владимир Крупин, Олеся Николаева, Юрий Лощиц, Алексей Варламов, Борис Тарасов, Юрий Кублановский, Михаил Тарковский, Николай Зиновьев, Светлана Кекова и другие авторы. Премию организует и проводит Издательской совет Русской Православной Церкви. Церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии проходит в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.