Полемика о том, почему зло бывает обаятельным, а добро – бессильным, была начата Игорем Гамаюновым и Александром Мелиховым (статьи «Хочу быть Воландом» и «Преодоление страха», «ЛГ», № 4), продолжена Борисом Руденко и Ефимом Бершиным («В поисках героя» и «Заблудившийся дух», № 9), Алексеем Шороховым и Михаилом Ходановым («Брюс Уиллис во фраке и с хвостом» и «Зло – удел бессильных!», № 10), Лидией Матвеевой и Алексом Бурбелло («Ситуация карнавала» и «Где они, Павки Корчагины?», № 12), вызвала на форуме «ЛГ» острую дискуссию. Сегодня мы продолжаем разговор. Напоминаем наш электронный адрес для откликов: gam@lgz.ru
Сопоставлять образы Иешуа как олицетворение добра и Воланда как символ зла, думается, некорректно. И тот и другой – всего лишь образы, сотворённые художественным воображением автора – Михаила Булгакова, а вослед за ним – автором фильма, не на все сто процентов следующим за автором романа. Воланд более понятен и последователен в своих действиях и рассуждениях о жизни и людях, чем Иешуа. Для Иешуа нет плохих и злых людей вообще: для него все – добрые люди. Даже пытающий его – добрый человек. Даже убийцы, творящие зло. То есть те, кого автор статьи «Хочу быть Воландом» Игорь Гамаюнов («ЛГ», № 4) приводит примером зла, с точки зрения Иешуа – добрые люди… Те, кто избивает, издевается, убивает, – добрые люди! Воланд так или иначе наказывает зло в тех или иных его проявлениях, делая это с выдумкой и юмором. Даже отрывание головы совершается по желанию зрителей, словно давая им понять наглядно: думайте, что говорите! Да и голова вскоре возвращается на своё место.
Предлагаю вдуматься: всепрощение зла, возведение зло творящих в ранг «добрых людей» зло ПООЩРЯЕТ. Отец, играющий с сыном в бандитов, по мнению того же литературного Иешуа, должно быть, воспитывает добрейшей души человека. А кто другой накажет плохих людей?
Вот они на экранах ТВ – подонки-отморозки из банды студентов, убивавшей людей по малейшему поводу: например, профессора Нижегородской водной академии убили потому, что боялись не сдать ему зачёт. Идут в зал суда довольные, весёлые, подмигивающие телезрителям «добрые человеки». Преступников у нас по тому же ТВ называют не иначе как молодые люди – как бы не обидеть… Против возврата смертной казни рьяно выступают «гуманитарии», озабоченные почему-то не судьбой жертв зла, а – творящих зло. У нас всё – с ног на голову. ЗЛО ТОРЖЕСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ НАШЕМУ БЛАГОДУШИЮ.
Безусловно, «наше государство должно стать подлинно правовым», спору нет – «это необходимо для сохранения нравственного здоровья нации» (если она всё ещё существует). «Только ведь для такого оздоровления необходимы позитивные ориентиры, воплощённые в достоверно ярких образах», – пишет Игорь Гамаюнов. Канувший в небытие Советский Союз только и делал что сочинял в литературе и кино единственно позитивные ориентиры в очень ярких образах. Были ли они достоверны – вопрос очень сомнительный, но допустим – были. Результат? Как только идеологические узы исчезли, как только снизошла «свобода» – немедленно появились и рэкетиры, и киллеры, и грабители, банды разбойников и сектантов-мошенников, во главе которых часто стояли бывшие комсомольские секретари вроде Марии Дэви Христос, добрейшие с позиции Иешуа люди.
Не стану скрывать: мне понравился Воланд в исполнении замечательного Олега Басилашвили. И моей семье тоже. И всем моим знакомым. И знакомым их знакомых. Нет, мы не бандиты: врачи, художники, литераторы, библиотекари, служащие… Среди нас нет «добрых людей» в понимании Иешуа – мы не творили зла.