Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 мая 2015 г.
  4. № 21 (6510) (27.05.2015)
Политика Дискуссия

Мозги для роста

Можно сколь угодно долго посыпать голову пеплом, но в условиях кризиса важно действовать, не цепляясь за прошлое

27 мая 2015

Часто приходится слышать, что Россия не смогла в должном объёме провести за четверть века структурные реформы. Но если посмотреть непредвзято, то не всё происходило так уж неправильно. В целом надо понимать, что трансформация экономики требует постепенности, громадных усилий и ресурсов. Быстрый переход к рынку, если бы он был в российских условиях полностью реализован, грозил бы большой безработицей и социальной нестабильностью из-за падения уровня жизни.


Можно заметить, что на первом этапе реформ были сформированы вертикаль госуправления, система аккумуляции и распределения финансов, а также, в определённой мере, система обеспечения безопасности бизнеса. Были обновлены энергетические мощности, построено немало новых дорог, существенно обновлялась городская инфраструктура. Немало сделано. Всё это, по словам нобелевского лауреата Д. Сакса, составляет «внерыночный скелет экономики», без которого невозможно нарастить рыночные мускулы и обновить экономический организм.

Сегодня в обществе назрел запрос на более стремительное развитие и качественное обновление жизни. Необходимые ресурсы есть. Потому нет нужды ждать иностранных кредитов, высоких цен на нефть и отмены санкций. Нужно думать и развиваться самостоятельно.

Кризис – время включать мозги и развивать не сырьевой и финансовый сектора, а науку, промышленность и сельское хозяйство. Очевидно, что преодоление кризиса путём «заливания» экономики деньгами не подходит. В наших условиях их в первую очередь успешно освоит банковский сектор. Потому что этот сектор силён организационно и интеллектуально. Именно в банках лучшие аналитики, организаторы, что даёт банкам возможность прогноза ситуации и быстрого принятия решений. Конечно, вначале в интересах корпоративных. Такова логика любого бизнеса.

При этом пример банковского сектора показывает, что именно в направлении интеллектуализации и повышения организационной мощи отраслей и секторов социальной сферы нужно корректировать модель роста. Предложенный правительством Антикризисный план – работа в стратегически правильном направлении.

Совершенно очевидно: чтобы выделяемые из бюджета деньги стали давать отдачу, нужна критическая масса предприятий реального сектора, способных их освоить и увеличить производство качественных товаров и услуг. Если в реальном секторе экономики не будет оптимального соотношения между количеством малых, средних и больших предприятий, то толку от денег не будет. Это всё равно что заливать водой лес, не имеющий подлеска.

В экономике должен всегда соблюдаться баланс и всегда происходить обновление. К примеру, для стран с устойчивым развитием (Германия, Дания, Франция) характерны такие соотношения: малых предприятий – 70 процентов, средних – 22, крупных – 8. Такая расстановка сил позволяет включить максимум граждан в активную экономическую жизнь и обеспечить устойчивость экономики. В Южной Корее в малом бизнесе занято 62 процента работающих. У нас тут всё ограничивается болтовнёй, «ручным управлением», не подкреплено необходимой законодательной базой, чёткими правилами игры, когда бы любой человек, взявшийся открыть своё дело, знал и чувствовал – игра стоит свеч и не боялся рисковать.

В связи с этим также важно обеспечить развитие сферы интеллектуальных деловых услуг: аналитика, маркетинг, консалтинг и т.д. Малому бизнесу кроме дешёвых кредитов, аренды и инфраструктуры нужны быстрые ответы на вопросы «что делать» и «как делать». Мировой опыт показывает, что успешные реформы осуществлялись при мощной интеллектуальной поддержке и наличии знающих консультантов и управленцев. Иначе приходится действовать наугад, теряя время и ресурсы. Кроме того, проектный и консалтинговый малый бизнес – это фактор роста и дополнительной устойчивости. В США более 20 миллионов индивидуальных предпринимателей только с помощью своих интеллектуальных ресурсов производят продуктов более чем на триллион долларов. Там есть штаты, которые устойчиво развиваются даже в периоды кризисов благодаря наличию высокотехнологичных рабочих мест и сетей квалифицированных посредников по оказанию деловых услуг в строительстве, проектировании, маркетинге. Одновременно это – условие активизации малого бизнеса и конкурентоспособности крупных предприятий.

Весь опыт показывает, что целесо­образно в полной мере учесть следующее:

– первое – соблюдать пропорции между количеством микро-, малых и средних, больших предприятий на уровне, достигнутом успешными экономиками;

– второе – устранить несовершенство деловой среды, вызванное недостатком информационно-консалтинговых и управляющих компаний (нужна «капиллярная система» для преобразования денег в конкурентную продукцию);

– третье – улучшить качество институтов управления, тонко настроить каждый элемент системы регулирования. Это более сложная задача, чем организация преференций и мер кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса. Но без её решения удачи не видать.

Уже сейчас можно осуществить комплекс организационных мероприятий с быстрым эффектом в целях улучшения занятости. Ведь необходимы как минимум 25 миллионов новых рабочих мест. Что же предпринять?

Один из путей связан с развитием туризма (в том числе агроэкотуризма), где за миллион вложенных рублей можно создать пять рабочих мест. Тут наиболее высока и постоянна мультипликация дохода. Сельский туризм – одно из самых активно развивающихся направлений, рост которого, по оценкам экспертов, составляет до 20 процентов в год. Это бизнес, занятие которым приносит людям позитивные эмоции. Одновременно агроэкотуризм – драйвер развития внутреннего туризма (80 процентов составляют жители близлежащих к туристским объектам городов). Надо создать вокруг городов «овощные», «ягодные» и «мясные» пояса, решая проблему снабжения населения качественной едой (без гормонов и антибиотиков), и сократить импорт. Для этого организовать целевое проектное финансирование по созданию инфраструктуры туристских объектов (дороги, вода, электричество) и логистическое обеспечение фермерских хозяйств с перерабатывающими производствами и торговлей. Целесообразно создать под эгидой государства специализированные управляющие компании, которые взяли бы на себя организацию взаимодействия малого бизнеса внутри себя, а также с рынками и государственными структурами. Попутно начнут развиваться производства, наполняться местные бюджеты, вырастет спрос на инновации.

Второе и более сложное – интеллектуализация. Возрастающая сложность экономики требует постоянного увеличения её информационной и интеллектуальной составляющей, как и создания систем для межорганизационного информационного взаимодействия. Эта тенденция про­явилась ещё в 80-х годах XX века. В одном из исследований Всемирного банка отмечено, что экономическое развитие – это в большей степени процесс накопления знаний, чем капитала (World Development Report, 1998 г.).

Для реализации потенциала развития и с учётом наших традиций нужна государственная программа создания интеллектуального каркаса экономики России, который включал бы в себя современные центры коммуникаций и обработки данных, аналитические и информационно-консалтинговые службы. В Германии на одного работающего в промышленности три специалиста по маркетингу и управлению, в Южной Корее работают более 10 тысяч независимых консультантов в сфере экономики без учёта информационно-аналитических служб крупных предприятий. То же самое в Китае. Специалисты анализируют ситуации на рынках, делают прогнозы, рассчитывают риски.

Надо учитывать, что издержки, связанные с бюрократией, отпугивают потенциальных предпринимателей. По оценкам экспертов, в России малый бизнес расходует на преодоление информационных и административных барьеров до 10 процентов валовой выручки, а за рубежом – не более 3,5 процента. Только 30–40 процентов предпринимателей хотя бы примерно представляют, где и как можно применить свою разработку. Общая проблема – недостаток понимания рынка и нехватка ниш для новых продуктов.

Запад всё это давно создал и считает само собой разумеющимся. Мы же за громадьём планов и проблем пропустили этап формирования интеллектуального каркаса экономики, необходимый как для прогноза развития крупных проектов, так и для тонкой настройки экономики под решение новых задач. Кроме того, сохраняются административные барьеры, деловая среда не отличается простотой и понятностью.

Чтобы всё это преодолеть, нужна поддержка новых институтов – информационно-консалтинговых служб и государственных агентств развития. В этом смысл институциальной реформы экономики, о чём много говорят эксперты МВФ, хотя и слабо конкретизируют суть структурных реформ. Рекомендуя оздоравливать экономику путём приватизации и ослабления госрегулирования, эксперты МВФ почему-то умалчивают, что предварительно должны быть созданы механизмы для эффективного взаимодействия предпринимателей с рынками, государством и между собой.

Нам необходима государственная программа формирования инфраструктуры консалтинга, специализированных агентств управляющих компаний для коопе­рации предприятий как ответ на услож­нение экономики и внешние вызовы. Надо придать работе системный и комплексный характер. При этом нет нужды в росте числа чиновников. Структуры, которые ныне осуществляют в основном контролирующие функции, начнут работать в режиме стимуляции малого и среднего бизнеса. Для этого в госаппарате нужно создать атмосферу, формирующую у управленцев ощущение, что «отсидеться» не удастся. То есть все контролёры и банкиры остаются на местах и начинают оказывать малому бизнесу услуги по профилю деятельности путём развития информации и консалтинга. Будь то налоги, кредиты, фитосанитария, пожарная охрана и т.д. При этом премии чиновников увязываются с ростом отдачи от малого бизнеса. Все станут работать в одной связке, а не как антагонисты.

Совершенно понятно, что с помощью разных рычагов нужно создать интеллектуальный каркас экономики России, особенно для её низовых звеньев. Расчёты показывают, что примерно шесть процентов роста рынка деловых услуг и консалтинга стимулируют рост ВВП на один процент. А главное, Россия быстрее станет страной, в которой удобно работать и жить.

Борис ПАНЬШИН, доктор технических наук

Продолжение темы Кто прокатит на тракторе?

Тэги: Экономика Развитие
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Рыба на столе россиян

    31.03.2024
  • Денис Пушилин: «Я горжусь своими земляками»

    16.01.2024
  • Не оставляй попыток

    23.11.2023
  • Жизнь взаймы

    22.11.2023
  • Циклы Кондратьева

    21.07.2023
  • Мумификация позора

    172 голосов
  • Ядовитые семена социальной розни

    163 голосов
  • Главное – менталитет…

    101 голосов
  • Юрий Болдырев: «Не надо давать себя стричь…»

    96 голосов
  • Требуются либерал-патриоты

    94 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS