Посмотрел не две, а целых три серии «Балета» (режиссёр Евгений Сангаджиев). В отличие от «Актрис» здесь есть то главное, чего мне так не хватало в сериале Фёдора Бондарчука, – его величество Театр, то, ради чего люди идут в искусство, – таинство, магия, священнодействие. Да, жизнь богемы здесь тоже есть, есть и то, чего почему-то совершенно не было в «Актрисах», – взаимоотношения актёров с власть и деньги имущими. Это два мира, сближение и соприкосновение которых бывает крайне унизительным и губительным для актёров.
В этом смысле характерна сцена празднования дня рождения олигарха (его отлично сыграл Иван Агапов), куда пригласили выступать двух балерин и танцовщика, и от души отлегло, когда, получив гонорар за выступление, им удалось выскользнуть из объятий «меценатов», так сказать, без потерь.
Сценаристы Лев Мурзенко, Серафим Ореханов и Анастасия Корецкая «расписали» театр сверху донизу, от генерального директора до артистов кордебалета. Отражены практически все структуры какого-то очень большого столичного театра России (Большим его не называют, но съёмки происходят возле главного театра страны). Раскрываются сложные отношения, столкновения интересов руководителей внутри театра и, так сказать, извне.
В «Актрисах» полное доверие вызвала роль, как ни странно, исполненная не киноактрисой – очень убедительно, что называется с сердцем, директора театра сыграла Лолита Милявская. Здесь же доверия заслужили многие. В первую очередь Игорь Гордин, играющий худрука, директриса Театра на Таганке Ирина Апексимова, сыгравшая его жену, коммерсантку, ведущую бизнес вокруг театра, а также Елизавета Янковская (их дочь, работающая в литчасти), и Пётр Райков в роли талантливого танцовщика, их сын. В героях Игоря Гордина всегда есть какая-то тайна, недосказанность, что очень привлекает. В роли директора на месте Фёдор Бондарчук. А вот в куратора (Юрий Ицков), который почему-то остался театру в наследство от советского периода, я поверил не очень – слишком груб и прямолинеен. Налёта антисоветчины сериал не избежал. Видимо, трудно признать, что «тоталитарный» период был воистину золотым для русского балета, а «демократический» – провальным.
Но главное, что есть в сериале, – это рождение спектакля, творчество, желание проникнуть в его суть.
Был замечательный фильм Анны Матисон «После тебя», где гениального танцовщика, не побоюсь этого слова, конгениально сыграл Сергей Безруков. И в том фильме было всё: и жизнь, и творчество, и судьба балетного артиста. Очень жаль, что критика его замолчала. Видимо, потому что там было слишком много правды.
В «Балете», судя по первым трём сериям, есть попытка рассказать именно о творчестве. В главной роли – балетмейстер Алла Сигалова, она, как и Лолита Милявская, не профессиональная киноактриса и, может быть, где-то что-то недоигрывает, но есть то, что гораздо важнее игры. Эффект присутствия. Личность. Видно, что и героиня, и исполнительница жизнь отдали театру. И её поиски единомышленников в труппе, контакт с танцовщиками, борьба с их страхами и комплексами, которые преследуют каждого всерьёз занимающегося этим делом, вызывают доверие и уважение.
Но в связи с сыгранной Сигаловой талантливой балериной и постановщицей Рутой Майерс, много лет проработавшей за рубежом, есть вопросы к сценаристам. Зачем они сделали главную героиню эмигранткой? Что-то я не припомню, чтобы кто-то из уехавших от «кровавого режима» в конце 80-х вырос до балетмейстера мирового уровня. Тем более женщины. Также удивило, что поводом для отъезда Руты стало недовольство советского начальства балетным номером, поставленным ею для правительственного концерта. Также не припомню такого случая ни в горбачёвские, ни в догорбачёвские времена. И почему – уже далеко не первый раз: это было и в фильме «Большой» Валерия Тодоровского, и в сериале «Актрисы» Фёдора Бондарчука – постановщики, выводящие наш стагнирующий театр на «живые рельсы», приезжают из-за рубежа. Как будто только там можно стать талантливым режиссёром или балетмейстером. Что за, прости господи, низкопоклонство, а главное, враньё?
Мне кажется, стагнация в нашем театре и кино началась именно тогда, когда забросили своё и стали заискивающе глядеть на Запад, копировать чужое, и притом вовсе не лучшее. До перестройки театральные деятели мира приезжали учиться к нам, а после развала СССР и разразившейся катастрофы (в первую очередь культурной, мировоззренческой) любой «французик из Бордо» становился круче Товстоногова, Любимова и Григоровича. Обязательна каннская или нью-йоркская инициация? Тем более в балете? Почему Рута Майерс не могла приехать из Владивостока или Хабаровска? Алла Сигалова, например, родилась в Сталинграде, почему нельзя было опереться на её интереснейшую биографию? Почему свои не котируются? Не потому ли, что реальные российские таланты с 90-х «отстреливаются» ещё на дальних подступах к главным театрам Москвы и Петербурга?
Впрочем, может быть, на эти вопросы в сериале будут даны ответы. А смотреть сериал можно, а театралам – нужно.