Уверена: все, рождённые в СССР, помнят своё выпускное сочинение. Первый день лета, цветы, белые фартуки у девочек, галстуки – у мальчиков. В новом веке показалось, что сочинение – архаизм, и его сбросили с корабля современности. Потом вернули, но споры вокруг сочинения не утихают.
Первыми забили тревогу преподаватели вузов: семнадцатилетние абитуриенты не могли связать двух слов, делали огромное количество ошибок в письменных работах, не знали авторов всемирно известных произведений. Стало очевидно, что сочинение необходимо вернуть. Но, поскольку нельзя дважды войти в одну и ту же реку, понадобился новый формат.
Его нащупали в 2014 году: сочинение решено было писать не в конце учебного, а в конце календарного года как допуск к ЕГЭ. Что касается тем, то от них во избежание появления новых «золотых» сочинений (готовых текстов, которые можно купить и выучить наизусть), отказались. А чтобы как-то сориентировать выпускников, придумали следующее: накануне учебного года объявлять пять концептов (направлений, в рамках которых в декабре на экзамене ученики получают конкретные темы).
В конце августа прошлого года были обнародованы такие концепты: «Война и мир – к 150-летию романа», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». А в декабре одиннадцатиклассники получили уже конкретные темы:
1. Согласны ли вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь исканий?
2. Какую книгу вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
3. Как вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
4. Считаете ли вы смирение добродетелью?
5. Что мешает взаимопониманию между любящими?
В прошлом декабре с сочинением не справились лишь 2% выпускников.
На мой взгляд, и концепты, и темы – настоящий подарок: важные, интересные, внятные. Насмешила полемика в соцсетях: «Как можно было давать тему (речь шла о теме № 4), в которой встречаются два религиозных понятия? Она непонятна детям-атеистам!»
Господи, неужели вы всерьёз считаете, что семнадцатилетним людям, будь они трижды атеисты, непонятны простые слова – «смирение» и «добродетель»? Плохо же вы о них думаете!
Спустя пять лет стало очевидно, что нельзя спускать заранее не только конкретные темы, но и концепты. Ведь мы народ левшей, умельцев, мастеров на все руки: после публикации концептов (в августе) в интернете сразу же появляются «банки аргументов» и другие подсобные средства. Поэтому в воздухе витает идея: не вернуться ли – разумеется, на новом витке – к традиции советской школы, когда выпускник, идущий на сочинение первого июня, не знал никаких концептов, а на экзамене просто получал несколько тем?
Носится и ещё одна идея: не перестать ли требовать от выпускников литературных аргументов – пусть они подтверждают свои мысли сведениями из любой области – истории, музыки, спорта, просто жизни, наконец. Но на мой взгляд, в этом случае итоговое сочинение перестанет быть экзаменом по литературе, а не иметь такого экзамена стране, считающей себя литературоцентричной, по меньшей мере странно. Да и мысль, подтверждённая примером «из жизни», может легко превратиться в простую демагогию, чтобы не сказать – трёп.
Есть и ещё проблемы. Итоговое сочинение проверяется учителями той школы, где пишется, а зачастую, что греха таить, тем учителем, который работает в одиннадцатом классе. Какой учитель захочет вымести сор из избы, то есть признать, что ничему не научил своих учеников?
И последнее.
Лично я советую своим ученикам не относиться к итоговому сочинению как к формальности, а постараться – в процессе написания – прояснить что-то важное лично для себя. В этом году один мой ученик, выбрав на экзамене пятую тему, объяснил свой выбор так: «Ведь это важно – задуматься о том, что мешает любви. Это может пригодиться в жизни…» Я тогда вспомнила слова Маленького принца: «Это по-настоящему полезно, потому что красиво!»
Литература, которую в позапрошлом веке называли изящной словесностью, – прежде всего красива. Пусть – не в последнюю очередь благодаря итоговому сочинению – прагматичные дети двадцать первого века поверят, что она по-настоящему «полезна».
Выпускники 2020 года выбрали тему сочинения:
39% – «Надежда и отчаяние»
24% – «Добро и зло»
23% – «Он и она»
12% – «Гордость и смирение»
2% – «Война и мир» – к 150-летию великой книги»