Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2020 г.
  4. № 1 (6720) (15.01.2020)
Литература Общество Образование

Муки сочинения

15 января 2020
Стоило ли возвращать в школу этот экзамен?

Уверена: все, рождённые в СССР, помнят своё выпускное сочинение. Первый день лета, цветы, белые фартуки у девочек, галстуки – у мальчиков. В новом веке показалось, что сочинение – архаизм, и его сбросили с корабля современности. Потом вернули, но споры вокруг сочинения не утихают.

Первыми забили тревогу преподаватели вузов: семнадцатилетние абитуриенты не могли связать двух слов, делали огромное количество ошибок в письменных работах, не знали авторов всемирно известных произведений. Стало очевидно, что сочинение необходимо вернуть. Но, поскольку нельзя дважды войти в одну и ту же реку, понадобился новый формат.

Его нащупали в 2014 году: сочинение решено было писать не в конце учебного, а в конце календарного года как допуск к ЕГЭ. Что касается тем, то от них во избежание появления новых «золотых» сочинений (готовых текстов, которые можно купить и выучить наизусть), отказались. А чтобы как-то сориентировать выпускников, придумали следующее: накануне учебного года объявлять пять концептов (направлений, в рамках которых в декабре на экзамене ученики получают конкретные темы).

В конце августа прошлого года были обнародованы такие концепты: «Война и мир – к 150-летию романа», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». А в декабре одиннадцатиклассники получили уже конкретные темы:

1. Согласны ли вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь исканий?

2. Какую книгу вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

3. Как вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

4. Считаете ли вы смирение добродетелью?

5. Что мешает взаимопониманию между любящими?

В прошлом декабре с сочинением не справились лишь 2% выпускников.

На мой взгляд, и концепты, и темы – настоящий подарок: важные, интересные, внятные. Насмешила полемика в соцсетях: «Как можно было давать тему (речь шла о теме № 4), в которой встречаются два религиозных понятия? Она непонятна детям-атеистам!»

Господи, неужели вы всерьёз считаете, что семнадцатилетним людям, будь они трижды атеисты, непонятны простые слова – «смирение» и «добродетель»? Плохо же вы о них думаете!

Спустя пять лет стало очевидно, что нельзя спускать заранее не только конкретные темы, но и концепты. Ведь мы народ левшей, умельцев, мастеров на все руки: после публикации концептов (в августе) в интернете сразу же появляются «банки аргументов» и другие подсобные средства. Поэтому в воздухе витает идея: не вернуться ли – разумеется, на новом витке – к традиции советской школы, когда выпускник, идущий на сочинение первого июня, не знал никаких концептов, а на экзамене просто получал несколько тем?

Носится и ещё одна идея: не перестать ли требовать от выпускников литературных аргументов – пусть они подтверждают свои мысли сведениями из любой области – истории, музыки, спорта, просто жизни, наконец. Но на мой взгляд, в этом случае итоговое сочинение перестанет быть экзаменом по литературе, а не иметь такого экзамена стране, считающей себя литературоцентричной, по меньшей мере странно. Да и мысль, подтверждённая примером «из жизни», может легко превратиться в простую демагогию, чтобы не сказать – трёп.

Есть и ещё проблемы. Итоговое сочинение проверяется учителями той школы, где пишется, а зачастую, что греха таить, тем учителем, который работает в одиннадцатом классе. Какой учитель захочет вымести сор из избы, то есть признать, что ничему не научил своих учеников?

И последнее.

Лично я советую своим ученикам не относиться к итоговому сочинению как к формальности, а постараться – в процессе написания – прояснить что-то важное лично для себя. В этом году один мой ученик, выбрав на экзамене пятую тему, объяснил свой выбор так: «Ведь это важно – задуматься о том, что мешает любви. Это может пригодиться в жизни…» Я тогда вспомнила слова Маленького принца: «Это по-настоящему полезно, потому что красиво!»

Литература, которую в позапрошлом веке называли изящной словесностью, – прежде всего красива. Пусть – не в последнюю очередь благодаря итоговому сочинению – прагматичные дети двадцать первого века поверят, что она по-настоящему «полезна».



Выпускники 2020 года выбрали тему сочинения:

39% – «Надежда и отчаяние»

24% – «Добро и зло»

23% – «Он и она»

12% – «Гордость и смирение»

2% – «Война и мир» – к 150-летию великой книги»

  

Тэги: Дети Инна Кабыш Дневник учителя
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На «виласапеде» да прямо в рай

    13.02.2025
  • Волшебное слово

    18.09.2022
  • Бабушки Лермонтова

    20.07.2022
  • Последствия рукоприкладства

    24.02.2022
  • «Мы жить хотим…»

    24.02.2022
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Офлайн, онлайн или дистанция?

    93 голосов
  • Детское «Вау!»

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • «Мы жить хотим…»

    50 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS