Возьмём Трампа на вооружение?
«Мы построим новые дороги, шоссе, мосты, железнодорожные пути, мы восстановим нашу страну». Это откуда – из «Правды» 1945 года? Нет, это из иннаугурационной речи нового президента США.
А ещё рассуждают, почему Россия не Америка! А она – сущая Америка, по крайней мере по двум параметрам. Первое: у нас обеих – ресурсная экономика. Только ресурсы разные. У нас – нефть и газ, в Америке – доллары.
Нефть и газ нам дала природа, а разведали и наладили добычу отцы и деды. Америка вывозит доллары и ввозит долги. Но почему ей дают в долг? Люди верят в могущество Америки, и этот колоссальный авторитет создали прошлые поколения. После Второй мировой в США была самая могущественная экономика мира – по-настоящему, не виртуально.
Второе сходство: мы живём во власти транснациональных корпораций и банкстеров – гибрида банкира с гангстером. Именно в их интересах придумано неолиберальное вероучение и затеяна глобализация. В итоге капиталы, товары, люди текут туда, где выгодно, где затраты меньше, прибыль больше. Так утёк знаменитый американский автопром, оставив по себе «ржавый пояс». Утёк туда, где рабочая сила в разы дешевле. Американские рабочие не выдержали рыночной конкуренции и оказались на обочине жизни. Потеря рабочего класса – громадная потеря. Патрик Бьюкенен в книжке «Смерть Запада» говорил, что главное богатство Америки – честный и трудолюбивый рабочий-протестант.
Не это ли наблюдаем у себя? Куда смотрит государство? Никуда! По нынешнему вероучению, государства имеют всё меньше прав вмешаться и попросту закрыть свой рынок от внешней конкуренции: это не по-либеральному.
Так что при всей непохожести наши страны сходны в главном: мы живём прошлой работой, на прошлые заработки под властью транснациональных корпораций и международного финансового капитала. Они богато живут, мы – гораздо беднее, но суть одна.
Чего хочет добиться Трамп? «Сделать Америку снова великой» – в его представлении значит сделать её страной Форда, а не Сороса, производства, а не финансовых гешефтов. Сейчас вся жизнь ощущается как досадный придаток к мировым финансам. Кстати, сам Форд ненавидел финансовых воротил, которые тогда ещё не успели подмять под себя всю жизнь.
Чтобы достичь цели, надо положить конец глобализации и вернуться к своего рода неопровинциализму и традиционной – организационной и регулирующей – роли государств.
Промышленность не может развиваться иначе как под защитой протекционизма. Об этом писал немецкий автор Фридрих Лист 200 лет назад. Четыре года назад в этой же рубрике я писала о благотворности протекционизма. Тогда это было немодно, и читатели упрекали меня в боязни конкуренции. На самом деле протекционизм, «отключая» конкуренцию внешнюю, усиливает внутреннюю. «Мы будем придерживаться формулы: для американцев и руками американцев», – формулирует Трамп. И дальше лозунг: «Покупай американское, нанимай американцев!» Это главная мысль предвыборной речи Трампа. Весьма вероятно, ему придётся за неё «заплатить цену», как у них принято выражаться. Вплоть до высшей.
Что это сулит нам? Всё зависит от нас самих. В среднесрочной перспективе даст нам «мирную передышку»: наши партнёры будут заниматься своими делами. Если сумеем заняться своими, т.е. провести новую индустриализацию, придёт успех. Если нет, то погрузимся в ещё большую отсталость.
Способны ли мы на это? Да, если дружно возьмёмся за дело. Не позволяйте никому говорить, что вы чего-то не сможете. Мы можем всё! Эти слова Трампа относятся и к нам. Но для этого наш лидер должен сказать то же, что Трамп. И не только сказать, но и сделать, потому что время пустых разговоров прошло.