А теперь вернёмся к происходящему. «Книжная индустрия», «книжное дело», «книжный бизнес», «книжная торговля», «книжная отрасль» – к большому сожалению, единого понятия нет. А следовательно, нет понимания – это культура или не культура. Закон о культуре Российской Федерации, который в настоящее время обсуждается, должен увязать в единое целое детские сады и библиотеки – университетские, поселковые, региональные, городские и т.д. – представить единый культурный срез общества в этапах его становления и взросления – с детского возраста до зрелого. И.А. Ильин писал в своих трудах о построении гуманитарного общества и его роли в создании будущего России и толерантности во взаимоотношениях. Гибель государств он связывал с распадом цельности личности, с утратой в душе внутреннего храма – того главного, глубинного, за что человек способен пойти даже на смерть.
Сегодня у нас вообще нет единой концепции развития книжной отрасли, но есть различные ассоциации, гильдии книжников, РКС и другие общественные организации, связанные с периодической печатью, которые вполне могли бы начать формировать данную концепцию. В этом плане франшиза могла бы стать первичным элементом, позволяющим открывать в губерниях книжные магазины или многофункциональные предприятия на примере открывшегося в Челябинске магазина «Библио-Глобус». Если в губерниях заинтересуются подобными проектами и будут опираться на российский и зарубежный опыт, то хотя бы таким образом можно попробовать удержать погибающие книготорговые предприятия. Разумеется, выделенные помещения в больших и малых торговых моллах вполне могли бы закрыть книжную нишу, а в малых городах и посёлках пойти таким путём: объединить библиотеки и книготорговые предприятия под одной крышей – купи или читай по абонементу. Это позволит и почтамтам вполне реально предлагать различные услуги по установке компьютеров или книжных терминалов для заказа книжной продукции.
В основном крупные издательства располагаются в больших городах – Москве, Санкт-Петербурге и др. Существуют проблемы доставки, отсутствует логистика в действиях, да и цены кусаются. Какой выход из этого тупика? Если центр не может отрегулировать капиталистические взаимоотношения, значит, на местах должны отрегулировать ценообразование. Конечно, упрощать всё это нельзя, и, думаю, в Год литературы что-то в книжном деле должно быть подкорректировано, необходимо стремиться к тому, чтобы книги в разнообразном ассортименте стояли на полках региональных магазинов России.
Общественные организации также могут внести свою лепту в происходящее. НП «Гильдия книжников», например, регулярно проводит форумы, деловые встречи по различным практическим вопросам книжной отрасли, в том числе и с зарубежными специалистами. Это позволяет отрасли работать с учётом международных стандартов, быстро и оперативно обмениваться информацией и перемещать книжную продукцию на базе отработанных алгоритмов, что, в свою очередь, даёт возможность получить книгу как виртуально, так и физически. К большому сожалению, нам не хватает законодательных изменений по авторскому праву, законов, которые могли бы регулировать устои книжной отрасли, но мы надеемся, что Год литературы, открытие сайта «Год литературы» и многое другое обеспечат доступ к книге: детская литература получит преференции и будет более доступна для маленьких читателей, а мы будем доводить до совершенства всё то, что ещё несовершенно, и выстраивать многофункциональные информационные культурные центры.
Борис ЕСЕНЬКИН, президент ТД «Библио-Глобуса», доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры