Откровенное посягательство на основополагающие права человека выглядит как нечто из ряда вон выходящее, но мы уже привыкли, что президент Украины действует неадекватно. В его решении обнаруживается несколько нарушений закона и конституции Украины, и, если бы мы жили в правовом государстве, Верховный суд просто отменил бы противозаконный указ.
Сейчас Зеленский оправдывается, ссылаясь на закон о санкциях. Да, действительно, есть такой закон, принятый пару лет назад, но он не предусматривает применения санкций против украинских граждан и украинских юридических лиц. Зеленский пытается найти какую-то лазейку, утверждает, что деятельность этих каналов «могла вестись на средства, полученные от коммерческих операций с непризнанными республиками». Но доказательств этому нет, и вообще, вряд ли что-то подобное можно доказать. Украина считает ЛНР и ДНР частью собственной территории, а что касается людей, занимающихся там бизнесом, то ни в какой стране никакая власть не признавала их террористами.
Любопытно, что, сообщая о закрытии телеканалов, президент упомянул только два, а уничтожил – три. «Операция» была организована столь небрежно, так нелепо обставлена, что удивились даже приученные к взбалмошному стилю Зеленского. Владимир Александрович сначала написал в «Твиттере», что каналы закрываются, потому что они «препятствовали
евроатлантической интеграции Украины»... Но ведь это выглядит как «самооговор», человек сам признался в нарушении законов. Формулировка означает, что СМИ закрыты по политическим мотивам, а это уже цензура, запрещённая конституцией.
Зеленский явно демонстрирует нежелание придать своим решениям хотя бы видимость законности. А ведёт он себя так вызывающе потому, что его действия не просто одобрены, а прямо рекомендованы посольством США. Естественно, Зеленский понимает, что никаких серьёзных последствий неправомерных решений не возникнет.
Не ожидает он «последствий» и со стороны Москвы. За время президентства Зеленский наговорил и наделал немало, но Кремль не ввёл никаких серьёзных санкций в отношении Украины. Даже Китай действует жёстче по куда менее значимым поводам. После того как Зеленский по команде из Вашингтона ввёл санкции против китайского инвестора, компания подала иск против Украины в международный суд, оценив ущерб в 3,5 млрд долларов. Скандал может закончиться тем, что китайцы перестанут покупать украинскую продукцию. А вот Москва реагирует на «шалости» Зеленского весьма сдержанно. И, скорее всего, президент Украины полагает, что и дальше всё будет сходить ему с рук.
Если история с закрытием каналов пройдёт для Зеленского без серьёзных политических последствий, нельзя исключать попыток оказания давления на бизнес, на какие-то неугодные компании вплоть до заведения уголовных дел на их владельцев.
Меня часто спрашивают, надо ли воспринимать действия Зеленского как зачистку информационного поля перед началом боевых действий на Донбассе. Не думаю, что последует такое развитие событий. При всей интеллектуальной ничтожности правящих кругов Украины они всё же осознают риски подобного рода действий, понимают, что последует жёсткий ответ, что подобная авантюра может дорого им обойтись. Уверен, команда Байдена не порекомендует Украине начинать боевые действия. Ведь американцы воевать сюда не прилетят. И американцы понимают, что в случае военного обострения могут потерять Украину – послушного «партнёра», который по мановению волшебной американской палочки готов выполнять любые «хотелки» Вашингтона.
Сегодня со всей определённостью ясно: решение Зеленского о закрытии трёх телеканалов обнуляет все его шансы на второй срок. Вряд ли он уйдёт раньше, но второго срока ему не видать.