Четырнадцатого января исполнилось сто лет со дня рождения живущего в Петербурге Василия Павловича Джурджи – ветерана войны, профессора, писателя, общественного деятеля.
Герой наш – человек очень скромный и не любит о себе говорить. Поэтому биографию его удалось собрать с большим трудом, буквально по крупицам. Родился будущий моряк в 1921-м, в семье крестьянина-середняка в селе Верхнячка Христиновского района Киевской области (ныне оно относится к Черкасской области). Семья Джурджа была дружной, хранившей традиции прошлого. И новорождённый получил своё имя потому, что родился в день святителя Василия Великого.
Двадцатые-тридцатые годы прошлого века характерны удивительной тягой к знанию крестьянских сыновей. Как и многие сверстники, Василий полюбил учёбу, учился очень хорошо и окончил в школу с отличием в 1939 году. С юных лет мечтавший о море и кораблях, в том же году он без экзаменов был принят в Николаевский кораблестроительный институт (НКИ). Василий Джурджи полагал, что будет мирно строить военные корабли, однако Бог рассудил иначе… Над Европой сгущались тучи. Вот-вот должны были начаться боевые действия в Польше. Молодой студент, отучившись всего две недели, приказом наркома обороны в августе 1939 года был призван на военную службу. Только его роман с флотом вместо трёх лет продлился целых 35…
Великую Отечественную войну Василий Павлович встретил в должности командира приборного отделения батареи 62 ОЗАД на военно-морской базе Палдиски. По боевой тревоге ранним утром 22 июня 1941 года зенитчики сразу встали к орудиям и, как только в небе появились самолёты, открыли по ним огонь. Это были советские бомбардировщики СБ, и, к счастью, ни один из них не пострадал от «дружественного огня». Василий Павлович и его солдаты прикрывали небо над Палдиски до двадцатых чисел августа, после чего его воинскую часть эвакуировали на транспорте «Балхаш». Судно прибыло на рейд Таллина и готовилось следовать в Кронштадт в составе конвоя № 3.
Таллинский прорыв
Трагедия произошла 29 августа 1941 года. На переходе между островами Вайндло и Родшер транспорт подорвался на мине и затонул. «Поскольку я находился на верхней палубе в числе «стрелков-зенитчиков», которые при воздушном налёте должны были открывать огонь из винтовок по команде с капитанского мостика, то многое из того, что происходило вокруг, видел и отчётливо слышал, – вспоминает об этом сам Василий Павлович. – На «Балхаше» было видно, как вспыхнуло пламя и раздался взрыв на впереди идущем транспорте, который стал быстро тонуть. Прошло мгновение – и последовал удар, потрясший «Балхаш», а за ним – взрыв, после которого транспорт развалился на две части и стал тонуть, образуя страшную всасывающую воронку. Она безжалостно поглощала всё на своём пути и, главное, живых людей, ещё видевших белый свет, но уже с трудом понимавших, что с ними происходит».
Началось действительно нечто страшное, и многие по-разному встречали свою близкую смерть. «Где-то вычитал, что на тонувших судах во время Таллинского прорыва некоторые люди сходили с ума, другие провозглашали здравицу Сталину, третьи – пели «Интернационал», а некоторые прямо на глазах становились совершенно седыми, другие молили Всевышнего о спасении… – говорит Василий Джурджа. – Что запомнилось мне, так это невообразимый хаос на палубе, где всё, что могло скатываться и валиться, сыпалось сверху вниз, а люди хватались друг за друга и за всё, за что можно было ухватиться, в надежде спастись. О тех, кто находился в трюмах (вечная им память!), а было их большинство, и подумать страшно: все они оказались в братской могиле на дне седой Балтики, а их родные получили впоследствии страшное, жуткое казённое сообщение: «Погиб безвестно». Остался я в живых только благодаря тому, что находился недалеко от борта и успел в считаные секунды сбросить с себя шинель, противоипритную накидку и вместе с другими прыгнуть в воду на каком-то расстоянии от воронки. Это позволило мне отплыть в сторону от уходившего на морское дно транспорта. Сколько пробыл в воде, теперь трудно сказать… Когда подошёл ко мне на помощь катер и матросы подали крюк, увидел у себя под мышкой обломок доски, который помогал мне держаться на плаву. Вскоре с катера был пересажен на портовый буксир «Тусуля», до краёв набитый бойцами из Таллинского гарнизона».
Буксир прибыл вначале на Гогланд, затем – в Кронштадт. По официальным данным, только с «Балхаша» утонуло 89 человек, а всего на Таллинском переходе погибло 5000 человек. Василий Павлович считает, что жертв на самом деле гораздо больше: только с «Балхаша» – каждый второй (а на судне находилось по меньшей мере 500 человек). Общие же потери трагического Таллинского перехода, по его мнению, около 15 000 погибших.
Таллинский прорыв помог спасти Ленинград
Несмотря на это, Василий Павлович отказывается считать этот трагический эпизод морской катастрофой, ставшей результатом поспешного отступления. Для него Таллинской переход – боевой прорыв: «Прошедшие с тех пор десятилетия убедительно подтвердили неоспоримый факт, что Таллинский прорыв не был «трусливым бегством» из Прибалтики, а явился вполне обоснованным решением военного командования, на тот момент сыгравшим важную роль в сохранении боеспособных частей армии и флота, в спасении Ленинграда, который пытался захватить и уничтожить бесноватый Гитлер».
В городе на Неве, оказавшемся в блокаде, Василий Павлович поступил в Высшее Военно-морское политическое училище, которое окончил в 1942 году, получил звание лейтенанта и был направлен в должности политрука в зенитно-артиллерийский дивизион, находившийся на Ораниенбаумском пятачке близ деревни Борки. Одной из главных боевых задач дивизиона было надёжное прикрытие нашего полка штурмовиков Ил-2 от налётов фашистов. Аэродром у Борок неоднократно атаковала немецкая авиация. Лейтенант, а затем старший лейтенант Василий Джурджа вдохновлял личный состав на борьбу с фашистскими захватчиками прежде всего собственным примером. За мужество и героизм он был награждён боевым орденом «Красной Звезды».
Василий Павлович помнит освобождение Ленинграда от блокады – операцию «Январский гром», которая, кстати, началась в день его рождения, 14 января, грохот тысяч орудий во время артподготовки, воодушевление бойцов Второй ударной армии, незадолго до начала операции тайно переброшенной на Ораниенбаумский плацдарм и пошедшей в наступление на врага.
После Победы
С 1944 года В. Джурджа служил в Кронштадте, где и встретил Победу. А дальше – Камчатка, Сахалин… В 1958-м Василий Павлович вернулся на Балтику, получил звание капитана 2-го ранга. Четыре года спустя окончил педагогический факультет Военно-политической академии в Москве. Более 12 лет он прослужил в Высшем военно-морском инженерном училище им. В.И. Ленина. И даже после того, как в 1974 году в чине капитана 1-го ранга он был уволен в запас, Василий Павлович продолжил преподавать в этом же училище ещё 20 лет (до 1994 года) в должностях доцента, профессора кафедры общественных наук. Талантливый, неординарный наставник снискал заслуженную любовь своих студентов. Даже уйдя на пенсию, он до 2001 года продолжал трудиться в Военно-морском инженерном училище (сейчас – Военно-морской политехнический институт) на кафедре гуманитарно-экономических дисциплин, был директором Музея училища.
Василий Павлович Джурджа известен и как автор серьёзных, глубоко патриотичных книг. В 2005 году он выпустил в свет труд «Почему в богатой России народ бедный», в 2009 году появилась вторая книга – «Россия неколенопреклонная», а ещё спустя год – работа «Власть и народ в судьбах России». В июле 2013 года был издан его исторический очерк «Россия. Тернистый путь к демократии». И, наконец, в сентябре 2017 года вышла в свет книга-буклет «На волне моей памяти. Воспоминания о Таллинском прорыве 28–30 августа 1941 года». Книги Василия Павловича Джурджи характеризуются теплотой патриотизма, серьёзностью, взвешенностью суждений, искусством анализа и обобщений. «Я благодарен Богу за то, что он для чего-то уберёг меня на войне и даровал такую долгую жизнь, – говорит Василий Павлович. – Может быть, для того, чтобы научить чему-то других, а может быть, для того, чтобы чему-то научиться самому».