Этот американский аналитик частый гость на российских телеканалах. Его цитируют, дают возможность высказать мнение по актуальным военно-политическим вопросам, и это не случайно. Взгляд со стороны обладает особой ценностью, позволяет, во-первых, избавиться от неоправданных обобщений, касающихся американского экспертного сообщества (весьма неоднородного), во-вторых, даёт возможность уйти от стереотипов, которые в рамках информационной войны могут укорениться и в нашем обществе. Предлагаем вниманию читателей «ЛГ» выдержки из интервью, которое Риттер дал одному из российских блогеров. Вопросы касались общих оценок политического процесса, хода СВО и частичной мобилизации.
Кто начал
Россия не начинала эту войну, её начали натовцы. Эта война идет десятилетиями, Запад пытается разрушить Россию с момента распада СССР. Часть русских понимает – ваша нация в большей опасности, чем когда-либо с момента окончания Второй мировой. Это – экзистенциальная проблема.
Запад пытается уничтожить Россию, и вы должны держать это в голове. Эта история не про Владимира Путина, который однажды встал утром и подумал: о, надо напасть на Украину, и тогда я стану тем, кто присоединил Новороссию. История вообще про другое.
Россия усердно отстаивала территориальную целостность и суверенитет Украины с начала её независимости. Путин произнёс несколько речей, 21 февраля, 24 февраля, где представил своё историческое понимание происходящего. Когда ДНР и ЛНР объявили о независимости в 2014 м, Россия сказала: нет, мы не признаем это, потому что вы – часть Украины. Но у России есть обязательства перед российской нацией, этническими русскими и теми, кто говорит на русском, кто имеет исторические или религиозные связи с Россией, – защитить их права. Поэтому Россия приняла решение, что она поддержит оборону так называемых сепаратистов, но будет добиваться мирного урегулирования, которое обеспечит безопасность для русскоязычного населения, уважая при этом целостность Украины. Это не российская агрессия. Это война НАТО за своё расширение, политика, которая с 1992 года предполагает расчленение России.
Некоторые полагают, что Россия просуществовала бы в своих границах около трёх лет, что России уже не было бы сегодня, если бы Владимир Путин не стал президентом. Я согласен. Россия существует сейчас лишь благодаря руководству Путина, любите вы его или нет. Я не говорю, что он идеален, что все его решения идеальны, я просто осознаю этот факт.
Что изменилось
Когда Путин вводил войска на Украину, он вовсе не обещал, что захватит её. Он обещал защитить Донбасс: я защищу их, я восстановлю их территориальную целостность, у Украины больше нет права управлять ими, потому что Украина показала себя не способной уважать права русских. Он также сказал, что для защиты Донбасса и защиты России потребуется демилитаризовать Украину, т.е. уничтожить оружие, поставляемое НАТО. Потребуется денацифицировать украинскую власть, в которой с 2014 года росла неонацистская идеология, отсылающая к Степану Бандере. Я не думаю, что всё это нужно объяснять русским, но русские должны иметь в виду, что на Западе говорят, будто это ложь российской власти. Но это не ложь.
Ложь в другом. Украина говорит, что побеждает. Наоборот, вы побеждаете! Достаточно посмотреть на статистику жертв во время военных действий, чтобы понять, что российская армия побеждает. Но это больше не битва между РФ и Украиной. Раньше была специальная военная операция, но теперь идёт схватка между Россией и НАТО, Россией и Евросоюзом, Россией и Соединёнными Штатами. Возникла другая геополитическая реальность. И поэтому России уже недостаточно ресурсов специальной военной операции для достижения заявленных целей. Это не о том, что Россия проигрывает. Это о том, что природа игры меняется.
Вернёмся в май, когда США приняли пакет ленд-лиза Украине. Я чётко сказал тогда, что это меняет правила игры. Ты не можешь предоставить десятки миллиардов долларов военной помощи Украине, предоставить ей стратегическую глубину в плане доступа к базам в Германии, Франции, Англии, Польше и где-либо ещё, не расширяя границ войны. И на это Россия должна была ответить. После Харьковского наступления в начале этого месяца я сказал: вот доказательство, что украинская армия перестала быть армией украинцев и стала армией НАТО. И это огромная разница. И России придётся радикально изменить подход к спецоперации. То, что мы видим сейчас, и есть радикальные изменения.
Объявлена частичная мобилизация 300 000 человек. Я думаю, каждый в России должен понимать, что это не эндгейм. Это мог бы быть эндгейм, но у России 25 миллионов подготовленных кадров в резерве, который может быть использован. В этом не видят необходимости прямо сейчас, но если НАТО продолжит эскалацию, тогда России придётся отвечать. Означает ли это, что Россия проигрывает, что народ России обманули? – абсолютно нет. Это означает, что НАТО наращивает угрозу против России. И что Россия обязана реагировать. Сейчас Россия собирает только те силы, которые необходимы, чтобы сконцентрировать военную мощь, необходимую для победы над новой армией НАТО, работающей на Украине. Посмотрим, хватит этого или нет.
Часть России
После того как ДНР и ЛНР, Запорожская и Херсонская области станут частью РФ, ситуация изменится. Это уже будет защита русской земли, защита Отечества. Теперь любая атака на Херсон, на Донецк означает атаку на Россию, и Россия отреагирует соответственно. Россия должна быть готова, поэтому и проводится частичная мобилизация.
Я внимательно следил за президентом Путиным во время его обращения – там не было никакой паники. Ни намёка: твёрдость, решительность.
Кто-то в России думает, что вы проигрываете, что правительство обманывает. Нет. Путину не нужно лгать, Россия не проигрывает. Но Россия не может выиграть, если не примет новую реальность, созданную НАТО с помощью миллиардов долларов военной помощи Украине. России приходится соответствовать и отвечать качественным повышением боеспособности.
Мобилизованные будут подтянуты к границам, чтобы создать стратегическую глубину. Сейчас многие десантники, морпехи, солдаты, которые должны быть на передовой, сражаясь с армией НАТО, обеспечивают безопасность в тылу. После пополнения они смогут идти на фронт выполнять свою работу.
Многие подлежащие мобилизации паникуют, в первую очередь потому, что война – это не игра. Нет никаких гарантий. Ты идёшь в армию, ты подписываешь контракт, обеспечиваешь тыловую безопасность, и это не защищает тебя от огня украинской артиллерии. Если артиллерийские удары будут, они могут убить, покалечить, ранить. Такова реальность. Это война. Но идея, что тебя бросят на передовую… Нет, это вообще не так.
Мобилизованные будут обеспечивать стратегическую глубину. Это очень важная задача.
Что я могу сказать тем, кто паникует, беспокоится?.. Во Вьетнамскую войну было много американцев, которые не хотели войны, не хотели, чтобы их отправили во Вьетнам, и они сделали выбор: уехать в Канаду, за границу… Это трудная тема, потому что у меня есть родственники, которые воевали во Вьетнаме, кто-то был ранен. К счастью, я не потерял родственников во Вьетнаме, но многие американцы были там убиты. В общем, надо сказать, что это была страшная война, она не стала славной патриотической битвой, там выполняли долг, служили своей стране. С одной стороны, я не могу благосклонно отнестись к людям, которые сбежали, но, с другой стороны, они поступили по совести, не согласились убивать вьетнамцев, которые не сделали им ничего. Со временем я понял, что это было мужественное решение, за которое они заплатили огромную цену. Но теперь возвращаемся в сегодня, в Россию. Если бы Россия безжалостно напала на Украину по прихоти президента-диктатора, желающего прославить своё правление, я бы сказал: слушай совесть. Может быть, мужеством станет твой побег, как желание не делать того, во что ты не веришь. Но вот в чём дело – а кто вообще за войну? Только сумасшедший. Нормальный человек боится выстрелов. Но мы живём в мире, где безумие правит и нелогичность доминирует. НАТО угрожает русской Родине. Россия в опасности. Если НАТО преуспеет, Россия будет разрушена. Я не имею в виду ядерный холокост, я имею в виду экономически, политически разрушена. Это будет не Россия, а нация в рабстве у Запада, который будет эксплуатировать ресурсы России, её граждан. Запад не уважает Россию, её историю, культуру, язык, всё, что связано с Россией. Уничтожение России – главная цель НАТО. Поэтому я считаю долгом каждого дееспособного русского мужчины защитить Родину.
Я думаю, что те русские, кто сейчас бежит, через пять лет будут сожалеть о своём решении, потому что через пять лет всем станет очевидно, что угроза была направлена на Россию. Может быть, в данный момент ты не можешь видеть этого, может, ты не был вовлечён в политику, может быть, жизнь слишком сложная штука, и у тебя не было доступа ко всей информации, тем не менее – через пять лет, когда эта война закончится, и Россия победит, и история будет написана, те люди, кто сбежал, я думаю, пожалеют об этом. Нация будет смотреть на них со стыдом, и справедливо, ведь вы сбежали, когда нация в вас нуждалась. В момент величайшей необходимости, прямо сейчас, прямо здесь, в данное время, в конкретном месте.
Перевёл
Ростислав Амелин