Книга Ключникова помогает разобраться, на какой основе, в каком историческом контексте определяется цивилизационный выбор России. Осознать, в частности, почему массовая иммиграция с Юга способна изменить облик всего мира. Ведь многие исследователи отмечают, что Евросоюз уже мёртв, что он – как свет угасшей звезды. Автор рассказывает о тех в Западной Европе, кто выступает за сближение с Россией, за создание общими усилиями Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, к чему призвал Путин, и о тех, кто всячески противится этому.
Значительное место в исследовании Ключникова занимают проблемы религии. Например, может ли случиться, что исламский вызов воскресит угасающую энергию христианства и две религии будут дальше сосуществовать, обогащая друг друга? Или они окончательно разойдутся и вступят в противоборство?
«Капитализм вообще, – подводит итог автор, – а финансовый капитал особенно, убивает христианство, дегуманизирует общество, человек становится товаром в обществе рыночной демократии. Он теперь определяется не по имени, а по номеру, по банковскому счёту. Так он зашифрован в недрах компьютера. Исламисты знают это, знают, что дехристианизация обрекает западную цивилизацию на духовное бесплодие и трагедию увядания. Они рассчитывают возглавить космополитичный пролетариат планеты, предложить ему ислам как вершину веры и богопознания. Запад с его сугубым индивидуализмом и эрзацем религии неспособен объединять человечество... Западные элиты, – таково его резюме, – стимулируя приток дешёвой рабочей силы, породили бездну, в которую погружаются европейские нации».
И даже предсказывает: «Народы ещё вернутся к оклеветанному советскому проекту, к советскому опыту 1950–1970 гг.». Признавая, правда, при этом, что опыт этот применим только в социальном, а не в монетаристском государстве.
Надо отметить, в книге гораздо больше тревоги и опасений, чем надежды и уверенности в способности людей, вернее, мировых политических элит переломить нынешние тенденции движения «в никуда».
И всё же, вспоминая Транссиб или обращаясь к таким проектам, как железнодорожная магистраль, которая бы связала тихоокеанские порты Китая и России с Европой, как и возможный проект тоннеля между Сахалином и японским Хоккайдо, Ключников пишет: «Сотрудничество наций в таких грандиозных стройках, которые меняют лик планеты, могло бы шаг за шагом укоренять принципы солидарности и альтруизма, способствовать единению человечества. Не хочется думать, что человечество способно на это только тогда, когда люди найдут возможность воевать, скажем, с инопланетянами».
Может, пришельцы, заглянув к нам, не станут воевать, а расскажут, как жить и к чему стремиться. Но это фантазия. Выстроить разумный миропорядок можем только мы сами.
Сергей ВОЛОДИН