Великий поэт Аветик Исаакян обратился к армянскому народу со стихотворением «Военный призыв», чтобы вдохновить воинов – участников Великой Отечественной войны, а в 1945 году он снова обратился к военной теме, написав победную песню «День великой Победы (9 мая 1945 г.)», которая начинается следующими строками:
Меч в ножны вложили достойно мы,
Великой Победы день наконец.
Удивительной поэтической жемчужиной можно назвать «Экспромт» Ованеса Шираза, написанный в первые дни войны. Шираз представляет свою Родину как незыблемые мирные горы, а вероломного врага – как скошенный шквал. И в шести скупых строках стихотворения он описывает начало, течение войны и её победный исход:
Века простоим, как древний утёс,
Враг сгинет, как дым, как скошенный шквал.
Татул Гурян прямо на поле боя написал целый ряд патриотических стихов, а сам погиб в 1942 году в битве за Севастополь.
Гордый наш Севастополь –
Краса Черноморья,
Ратной доблести русской
Оплот вековой.
В 1968 году он посмертно стал первым лауреатом премии им. Егише Чаренца, а издательство «Молодая гвардия» наградило его премией им. Николая Островского.
Участники войны, талантливые поэты Амо Сагиян, Рачия Ованесян и Наири Зарьян стали авторами замечательных произведений.
Стихотворение «Зелёный тополь Наири» Амо Сагияна звучит как заветная клятва преданного Родине солдата:
Умру, чтоб вольным быть тебе, исчезну я, а ты – живи,
О дальний, дальний, дальний мой, зелёный тополь Наири!
Великой Отечественной войне посвящены стихотворения Наири Зарьяна «Киев – наш» (Письмо украинским поэтам), «В блиндаже», «После боя», «Павшим товарищам моим», «Баграмяну – генералу армии» и другие. Армянскому поэту причинило глубокую боль взятие Киева фашистами в 1941 году, и он уверяет своих украинских братьев по перу, что Киев будет освобождён:
Горькая весть с Украины пришла:
В Киев ворвался сегодня тиран.
Гнев наш безмерен, и скорбь тяжела,
Братья по песне – Тычина, Бажан!
Солдат, павший за Родину, бессмертен. Об этом пишет Гурген Борян в своём произведении «Бессмертие».
Отважный воин, павший в грозный час
В бою за счастье, – здесь лежит,
Склоните головы! Не смерть на вас –
Бессмертие глядит!
Рачия Ованесян также сражался с оружием в руках во имя Родины и написал многочисленные стихи на военную тему. Одно из них озаглавлено «Шлем». После войны поднимается пшеница на месте, где солдаты вели героические бои. А в поле спелой пшеницы лежит каска погибшего солдата, к которой никто не прикасался, поскольку
Пахарь место отводит ему,
как святыне,
А поэты поэмы слагают о нём!
В своих стихах, посвящённых Великой Отечественной войне, армянские поэты, как народные сказители в героическом эпосе «Давид Сасунский», прославляют дружбу народов и отрицают войну. В произведении «Сестре Шуре» (Рачия Ованесян) раненый армянский солдат, за которым ухаживает медсестра Шура, обращается к девушке с особым умилением, как будто только благодаря ей он будет спасён и в ней видит своё спасение:
И часто спрашивал я сестру
Ночью тревожной, когда не спится:
«Выживу, Шура, я или умру?
Правду мне, правду скажи, сестрица».
На полях Великой Отечественной войны погибли сотни тысяч армянских отважных солдат и командиров. Многие из них стали героями войны, часть из них – посмертно. Их память также породила у поэтов печальные стихи утраты. Одно из них – произведение «Не возвратились пахари домой» Гегама Сарьяна, каждая строка которого звучит как реквием:
Лучи угасли на вершинах гор –
Не возвратились пахари домой.
Если кто-то когда-нибудь побывал в концлагере Освенцим, видел сохранившиеся по сей день картины чудовищных мук жертв, если он разумное существо, созданное Богом, то он будет ненавидеть фашизм и любую войну.