Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июля 2025 г.
  4. № 27 (6991) (09.07.2025)
Телеведение Литературный резерв

На злобу века

На стриминговом сервисе HBO Max вышел злободневный фильм создателя популярного сериала «Наследники»

10 июля 2025
Кадр из фильма «На вершине горы»

Никита Маргаев

В 1920-х итальянский философ Антонио Грамши, находясь в застенках фашистского каземата, записал в свой дневник: «Старый мир умирает, а новый борется за своё рождение, и это время чудовищ!» Под «чудовищами» он, понятное дело, подразумевал Гитлера, Муссолини и иже с ними. Прошло сто лет, и тот «новый мир», о котором грезил Грамши, потерпел крах. Теперь вместо надежды, пускай даже и иллюзорной, завтрашний день сулит нам мрачные перспективы. «На вершине горы» – это, пожалуй, самый детальный портрет грядущего.

Режиссёр Джесси Армстронг – один из тех, кто постоянно держит руку на пульсе, и кому, как не ему, фиксировать пугающие тенденции. Его главное детище – сериал «Наследники» – это не только шекспировская трагедия в декорациях позднего капитализма, но и поразительно точная сатира на всё то, что происходит в Америке и в мире. В финале четвёртого сезона отпрыски медиамагната Логана Роя настолько увлеклись семейными разборками, что остались у пустого корыта. Не без помощи одного из героев к власти в США пришёл крайне правый автократ, а их бизнес-империю, то самое яблоко раздора, поглотила корпорация конкурента. Армстронг неспроста ввёл в сюжет шведского IT-короля, противопоставив его старой финансовой аристократии. Чета Рой не справилась с вызовами времени, а потому ей на смену пришёл молодой, харизматичный, но далеко не прогрессивный толстосум Лукас Маттсон. Этот персонаж органично бы вписался и в новый фильм режиссёра, где четверо друзей-технократов запираются в роскошном и расположенном высоко в горах особняке, пока человеческая цивилизация разлагается у них на глазах.

Виноватым на сей раз назначили пресловутый искусственный интеллект, но, в отличие от, скажем, последних частей медиафраншизы «Миссия невыполнима», он здесь не восстаёт против людей. Сфабрикованные, но сверхреалистичные видео со скоростью света разлетаются по Сети, провоцируя протесты, экономические кризисы и военные конфликты. «Плебс» на всё это охотно ведётся, не видя разницы между нейросетевым контентом и действительностью, а ушлый Венис (актёр Кори Майкл Смит – копия Павла Дурова), владелец приложения Traam (что-то среднее между «Твиттером» и «Телеграмом»), приумножает свои капиталы. Ситуация в мире стремительно идёт под откос, и друзья-бизнесмены решают на этом поживиться. Играючи обсуждают то, как будут свергать правительства в разных уголках планеты и разрушать национальные государства. Мимоходом упоминаются Иран, Китай, Евросоюз, Турция, Армения и страны Латинской Америки. Один из героев этого трагифарса в шутку называет собравшихся большевиками нового, техногенного миропорядка. Когда товарищи понимают, что есть реальный шанс получить власть, они переходят от слов к делу. Но вот незадача: слабое звено – затаивший обиду на Вениса «меньшевик» Джефф (Рами Юссеф) – противится такому раскладу вещей. Болеющий раком и мечтающий о цифровом бессмертии Рэндалл (Стив Карелл) предлагает того ликвидировать сначала в метафорическом, а затем и буквальном смысле.

На протяжении большей части фильма персонажи играют в геостратегов, ведут философские беседы об империях прошлого или же просто сыплют готовыми злодейскими цитатами. К слову, именно неспешный темп и обилие пространных диалогов ленте можно справедливо поставить в упрёк, но это никак не отразилось на цельности и ценности высказывания. Если в «Наследниках» ещё можно было скрепя сердце к кому-то проникнуться симпатией, то в новой работе Армстронга таких героев нет. Джефф, которого режиссёр показывает чуть большим гуманистом, чем другие обитатели поместья «Маунтенхед», также не представляет интересы простого народа. Он всего лишь не хочет терять свой крайне прибыльный бизнес. Остальная троица – это как раз те чудовища, о которых писал Грамши, и с принципом работы газовых камер они прекрасно знакомы.

«На вершине горы» предлагает одним глазком взглянуть на тот «дивный, новый мир», где нейросеть скрестит Хаксли с Оруэллом, а хаос окончательно превратится в норму. Джесси Армстронг попал в нерв эпохи. Возможно, он перегнул палку с алармизмом и поводов для беспокойства нет, но лента новостей явно говорит об обратном.

Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Амбиции

    11.07.2025
  • Неизжитая нетерпимость

    11.07.2025
  • На непривычном языке

    10.07.2025
  • Дипфейк 90-х

    09.07.2025
  • Слияние с пришельцами

    05.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS