Особое внимание обратили на подписанный 19 июня Договор «О всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и КНДР», предусматривающий в том числе оказание взаимной помощи при агрессии в отношении одного из участников договора. Своим мнением о значении визита Президента России в Пхеньян поделился с нашим корреспондентом председатель Российского Совета ветеранов Корейской войны 1950–1953 гг., главный редактор Российской информационной службы «Корейское радио», подполковник полиции в отставке Андрей Шин.
– Андрей Юрьевич, давайте начнём с «исторического фона», важных моментов российско-корейского взаимодействия. Ведь у него есть не только внешнеполитический, но и внутриполитический аспект.
– Корейцы обосновались в России 160 лет назад, в 1864 году, когда первые переселенцы с Корейского полуострова приняли православие и получили от царя землю. Сегодня в России живут более 153 тысяч корейцев. Мы организуем курсы корейского языка, проводим концерты, круглые столы, конференции, где обсуждаются актуальные вопросы по развитию и укреплению дружественных связей между Россией и КНДР. Визит Путина стал важной вехой в истории взаимоотношений наших стран. Разгромив Квантунскую армию в конце Второй мировой войны, СССР поддержал корейский народ в Отечественной освободительной войне 1950–1953 годов. Москва первой признала и установила дипломатические отношения с КНДР. В Пхеньяне, на сопке Моранбон, с 1946 года стоит 30-метровый обелиск «Освобождение» в память воинов Красной армии. «Великий советский народ разгромил японских империалистов и освободил корейский народ, – гласит надпись на обелиске. – Кровью, пролитой советскими воинами при освобождении Кореи, ещё больше укрепились узы дружбы между корейским и советским народами».
– Вы не раз бывали в КНДР. Насколько реальность там расходится со стереотипами западной пропаганды?
– Полностью расходится. На Западе уже много лет демонизируется образ этой страны и её лидера. Рад, что теперь россияне в качестве туристов смогут посетить КНДР, узнать, как живут корейцы. Да, это не богатая жизнь, без роскоши и излишеств, но бедности и голода там нет, и босиком корейцы не ходят. Люди живут пусть и в скромном, но достатке, у них есть телефоны, компьютеры, внутренний интернет, автомобили. Каждые полгода в КНДР появляются новые кварталы на 10 тысяч квартир, здесь бесплатное здравоохранение и образование. Да, КНДР уже 70 лет существует под санкциями, но корейцы готовы на всё ради независимости, и слова «работать во благо страны» – смысл их жизни.
– А как корейцы научились жить в условиях многолетних санкций?
– История показала правоту первого лидера КНДР Ким Ир Сена, считавшего, что выжить и не стать жертвой агрессоров можно, только опираясь на собственные силы. Это суть выдвинутой Ким Ир Сеном идеи чучхе. Его сын Ким Чен Ир выдвинул идею сонгун, что означает «армия превыше всего», когда и экономика, и жизнь всего общества переводятся на военные рельсы. Все видели, что сделали американцы и НАТО с Югославией, Ираком, Ливией, не способными сопротивляться агрессору. С КНДР такой сценарий не пройдёт, здесь отлично вооружённая и обученная армия, ракетные и ядерные технологии. Но главное – высокий дух корейского народа. Ещё маршал Язов заметил, что «дух народа и армии КНДР и в мирное время так же высок, как дух советского народа в годы Великой Отечественной войны».
– В 90-е Россия отвернулась от КНДР. Как воспринимают это в Пхеньяне?
– Скорее как временное отступление от принципов традиционных особых отношений между нашими странами. В 90-е годы Россия переориентировалась на Запад, точнее – на юг, когда в Россию широким потоком потекли южнокорейские автомобили и электроника. Но с приходом Владимира Путина, и особенно после его визита в 2000 году и встречи с Ким Чен Иром, ситуация стала меняться к лучшему. Большое значение имел и визит Ким Чен Ына во Владивосток в сентябре 2023 года. Да и до нынешнего визита Путина в КНДР были встречи министров образования, информационных технологий, здравоохранения, общественной безопасности. Июньский визит Путина позволит миру увидеть в этой стране не «ось зла», а равноправного участника мирового политического процесса. Но, конечно, санкции мешают развитию КНДР, иначе корейцы с их умом и трудолюбием сделали бы свою страну одной из самых процветающих в мире.
– Не секрет, что многие россияне предпочли бы, чтобы большую часть трудовой миграции в Россию составляли рабочие из КНДР. Это возможно?
– До введения ООН антикорейских санкций, поддержанных в своё время и Россией, у нас трудились до 30 тысяч корейских рабочих. С введением санкций они все уехали. Когда они работали в России, у них не было свободного выхода в город, они всегда ходили группой во главе с бригадиром. Жизнь в России у них была ограничена работой и общежитием. Если была экскурсия – на неё ходили организованно. В Корее работа в России престижна, в такие бригады трудно попасть, и корейцы держатся за эту работу.
Как будут обстоять дела с работой корейских специалистов в России, покажет время. Сейчас я не обладаю такой информацией. Этим занимаются профильные ведомства, в компетенцию которых входит миграционная сфера.
– Какие направления сотрудничества Москвы и Пхеньяна могут стать перспективными в обозримом будущем?
– Конечно, речь идёт не только о военно-технической сфере, и Владимир Путин в своей статье «Россия и КНДР: традиции дружбы и сотрудничества сквозь года» обозначил эти направления – речь идёт об экономике, науке, культуре, образовании, здравоохранении, спорте, туризме и гуманитарных связях между нашими народами. Нам есть чему поучиться друг у друга, и, думаю, результаты договорённостей, достигнутых в ходе нынешнего визита Путина в Пхеньян, мы увидим уже в этом году.
– Очевидно, в этой работе будет активно участвовать и возглавляемое вами СМИ «Корейское радио»?
– Да, и этот полноценный новостной сайт уже давно работает в этом направлении, мы есть и в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на «Ютьюбе», в «Телеграме». Мы даём правдивую, объективную информацию, Россия должна знать правду об этой такой далёкой от Москвы, но такой близкой нам по духу стране.