Недавние события в аэропорту Махачкалы ещё не расследованы, однако суть происходящего в целом ясна. Оставив за скобками криминальную сторону дела, обратимся к истории народа, который неожиданно оказался в центре внимания. О горских евреях, как выяснилось, мы знаем не так много.
Кавказ с его уникальной этнической пестротой издревле был «плавильным котлом» многих народов. Так, в Дагестане говорят на 30 языках, и каждый ещё подразделяется на массу диалектов. Есть языки, на которых говорят только в отдельных аулах, а табасаранский с его 48 падежами и вовсе попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный в мире. Впору поверить в легенду о всаднике, который вёз в мешке языки, но в горах мешок порвался, и языки высыпались над Кавказом. Там многие сотни лет живут горские евреи, сохранившие свой язык, веру, традиции.
Принято считать, что горские евреи пришли на Кавказ из Ирана в эпоху Сасанидов, в V веке нашей эры, позже мигрировав на восток Закавказья, а там и на север, в Дагестан.
– Сложно проследить преемственность между современными горскими евреями и раннесредневековым еврейским населением Восточного Кавказа, – говорит главный редактор крупнейшего медиахолдинга российских евреев, медиагруппы «Первый еврейский», Давид Мордехаев. – Полностью документированная история нашей общины отсчитывается где-то с XVI–XVII веков.
Если на Кавказ горские евреи прибыли, как умелые воины, для охраны хазарских рубежей царства Сасанидов, то с течением времени основным их занятием стало сельское хозяйство, рыболовство, кожевенное ремесло и торговля коврами.
Ещё в начале 1930-х годов горские евреи жили поселениями из 3–5 больших патриархальных семей. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Тухумы занимали отдельный двор, в котором свой дом имела каждая семья.
Горские евреи внешне мало отличались от окружающих их мусульманских народов. У них бытовало многожёнство, помолвки во младенчестве, выплата калыма. Был и обычай кровной мести – правда, в случае неисполнения в течение трёх дней, семьи «кровников» считались родственниками.
Чему горские евреи никогда не изменяли, так это религии. У них издавна существовали две ступени раввинской иерархии: рабби – кантор и проповедник-нимаз в синагоге. Были ещё талмид-хуна, учителя в начальной школе; резники, а также даяны – выборные главные раввины города, председательствовавшие в религиозном суде и руководившие высшим религиозным училищем-иешивой. Сохранились все иудейские обряды, в том числе обрезание, отмечались праздники: Песах – Нисону, Пурим – Гомуну, Суккот – Араво, соблюдался кашрут.
Самобытен фольклор горских евреев. Сказки (овсуна) рассказывали профессиональные сказочники (овсуначи), а певцы (ма’ниху) исполняли песни (ма’ани) – с обязательным указанием имени автора.
Демографы и сегодня спорят о том, сколько горских евреев в мире.
– Большинство проживает в Израиле, а там не ведётся статистики по этническим группам еврейского населения, – пояснил Давид Мордехаев. – Демографы говорят, что в мире до 150 тысяч горских евреев, и 70–80 тысяч из них живут в Израиле.
В России 30–40 тысяч горских евреев: они живут в Дагестане, Ставропольском и Краснодарском краях, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, в Москве и других регионах. В Азербайджане их примерно 5 тысяч. Несколько десятков тысяч живут в США, и несколько тысяч – в Канаде, Германии и Австрии.
Горских евреев нередко называют татами, но это разные народы.
– И таты, и горские евреи – ираноязычные, – объясняет Давид Мордехаев. – Но большинство татов исповедуют ислам шиитского толка. А есть ещё таты-христиане, это единственная этническая группа, принадлежащая к армянской церкви, кроме самих армян, их даже называли «таты-армяне». То есть таты – группа, сформированная в основном по языковому признаку. Во времена борьбы с сионизмом в СССР возникла идея «деиудаизировать» малые неашкеназские еврейские этносы, приписав им «автохтонное происхождение». Удачнее всего это сработало с горскими евреями, объявленными татами, исповедующими иудаизм, – то есть местным, издревле живущим на Кавказе населением, обращённым заезжими евреями в свою веру. Эта концепция стала мейнстримом в науке и административной практике, когда горских евреев поощряли записываться татами. Так и вышло, что несколько сотен «татов», живущих сегодня в Дагестане, – горские евреи.
Особое место в истории горских евреев занимает эпоха Хазарского каганата, – хазарские правители в начале IX века вполне могли перейти в иудаизм под влиянием горских евреев Восточного Кавказа.
– Точно это неизвестно, до нас дошла лишь переписка кагана Иосифа с евреем Хасдаем ибн Шапрутом, в VIII веке он был советником мусульманского кордовского халифа на территории современной Испании, – рассказывает Давид Мордехаев. – Неизвестно даже, какой вариант иудаизма был принят хазарами – раввинистический или караимский – и насколько широко иудаизм был распространён среди населения Хазарии.
В конце XIX века началась иммиграция горских евреев в Палестину.
– Я бы назвал это вялой иммиграцией, – говорит Давид Мордехаев. – Возможно, сказывалась экономическая и политическая неразвитость Палестины в условиях британского мандата, но духовная связь горских евреев с исторической родиной не прерывалась никогда. Отдельные религиозные люди переселялись в Палестину, многие ехали в преклонном возрасте, чтобы «умереть на Святой Земле». Иммиграция в Палестину активизировалась в 1920-е годы, когда это в ограниченных масштабах допускало Советское государство.
Язык горских евреев, джуури, считается формой персидского языка, но есть и семитские элементы.
– Все еврейские языки диаспоры формируются по одной схеме, – пояснил Давид Мордехаев. – В качестве разговорного берётся язык окружающего населения, но он быстро насыщается ивритской лексикой. На такой «гибридной» основе развивался идиш из немецкого, ладино – из испанского, язык бухарских евреев – из таджикского, джуури – из фарси. Но до 20 процентов лексики в джуури имеет семитское происхождение.
А как сегодня обстоит дело с языком и вообще с культурой горских евреев?
– В условиях дисперсного расселения и господства государственных языков малочисленному этносу сложно развивать свою культуру, – отмечает Давид Мордехаев. – Но крупнейшая структура горских евреев – Международный благотворительный фонд СТМЭГИ – делает всё для развития национальной культуры. В Дербенте есть муниципальный горско-еврейский театр. На джуури издаются книги, пишутся песни, аудиоспектакли. При сайте STMEGI.com создана электронная библиотека, где собрана литература на джуури, исследования о горских евреях, творчество горско-еврейских писателей на разных языках.
Увы, полноценное среднее образование на джуури сейчас получить невозможно. Но при общинах в Москве и на Кавказе активно создаются языковые курсы. Есть все основания верить, что и язык джуури, и горско-еврейская культура в целом сохранятся, а значит, и народ будет жить.
В тему
Горские евреи оставили заметный след во многих сферах. Кроме прочих это израильские певицы Яффа Яркони и Сарит Хадад, герой Азербайджана Альберт Агарунов, советский поэт Яков Агарунов, врач Гавриил Илизаров, продюсер Иосиф Пригожин, художник Израэль Цвайгенбаум, певица Жасмин…