Название статьи не подразумевает, что автор присвоила себе право выступать от имени народа. Но никто ведь не станет отрицать, что наступило время переоценки ценностей. Можно даже сказать, время собирать камни. А в такие времена просто необходимо знать, что происходит и как меняется мир вокруг.
Тем более странным показалось выступление в № 42 (6956) от 23.10.2024 г. «ЛГ» Александра Семёновича Брода, члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Как будто ветром перестройки пахнуло со страниц «Литературной газеты».
Сразу хочу оговориться и прошу обратить на это особое внимание: не имею намерения ни защищать кого бы то ни было, ни обличать. А вот узнать правду было бы интересно. Уверена, что и большинство соотечественников разделяет это желание.
Итак, Александр Брод осудил установку памятников И.В. Сталину на том основании, что Сталин в истории нашей страны – это «ГУЛАГ, рабский труд, жестокая цензура, железный занавес, доносы, массовые расстрелы и другие «прелести» тоталитаризма»; Сталин – «это ещё и клин в наше общество». Вот насчёт «рабского труда и массовых расстрелов» хотелось бы кое-что уточнить. А именно: откуда всё это известно? Вопрос кажется странным и даже смешным только на первый взгляд. Просто потому, что за несколько десятилетий многие привыкли так думать. Вернее, думать так приучили те, кому это было выгодно. А как всё происходило на самом деле?
В статье своей Александр Брод пишет: «Коротка память общества, которое несколько десятилетий назад ужасалось трагедиям, открывшимся нам на страницах книг Шаламова, Солженицына, Гроссмана, Гинзбург». Но можно ли судить о сложнейших исторических процессах в огромной стране на основании нескольких художественных произведений? Ответ, думается, очевиден. Тем более что, например, Александр Исаевич свой главный труд сам обозначил как «опыт художественного исследования». Да и хорошо известно, что писался труд сей втайне, никаких архивов Александр Исаевич не посещал и никакими точными данными не располагал, а, рассказывая свои истории, ссылался на неких «старых лагерников».
Более того, даже если в жизни нескольких человек произошло что-то откровенно трагическое, можно ли этот печальный опыт распространить на сотни миллионов людей вокруг? Вот, скажем, Александр Брод пишет: «Кто-то призывает закрыть границы для мигрантов, видя в каждом из них исчадие ада. А кто тогда дефицит на рынке восполнит?» А что скажет нам автор, если мы приведём в пример сотни убийств, изнасилований и грабежей, учинённых мигрантами? Какой напросится вывод, если следовать его же логике?..
Что доподлинно известно об истории России после октября 1917 года? Доподлинно, объективно, без учёта симпатий или антипатий. Революция, что вполне естественно, вызвала нарастание классовой борьбы. Иначе говоря, люди, потерявшие власть, начали предпринимать попытки эту власть вернуть. А люди, овладевшие властью, принялись защищать своё достояние. Кто бы поступил иначе?..
Разумеется, что при таких вводных, да ещё имея в багаже войну мировую, многолетнее революционное противостояние, войну Гражданскую, интервенцию и, как следствие, разгул бандитизма и разруху, люди той эпохи были… решительны и суровы. И появление так называемых репрессий – а другими словами, ужесточения законности – стало, опять же, вполне естественным следствием обозначенных выше причин. Если бы мы сегодняшние оказались в тех условиях, то и действовали бы мы точно так же. Если бы кто-то из нас жил в древнегреческом полисе, он имел бы рабов и бил бы их кнутом. Если бы ему довелось родиться средневековым рыцарем, он скакал бы на коне, одетый в железные доспехи, и убивал бы других рыцарей мечом или копьём. А если бы, не дай Бог, этот кто-то был испанским инквизитором, то посылал бы еретиков на костры. Потому как «всему свой час и время всякому делу под небесами».
Но вернёмся к истории России. Сказанное выше – это голые факты. Но как только появляются цифры, начинается путаница и вместо выяснения правды и установления порядка – деление граждан страны на сталинистов, троцкистов и Бог знает кого ещё. А то, что поддерживает разделение общества, и есть клин, о котором написал Александр Брод. Хотя всего-то и нужно – сказать правду.
Но откуда же всё-таки известно о миллионах расстрелянных и рабском труде? Ответы типа «это и так все знают», «Солженицын написал», «один старый лагерник рассказал», «в «Огоньке» печатали» не засчитываются. По той простой причине, что время лозунгов миновало. Лозунгам нынче не верят. Да и как верить, если, например, в сентябре с.г. Генеральная прокуратура РФ сообщила, что только за два минувших года отменила четыре тысячи решений о признании жертвами репрессий и что намерена продолжать работу по выявлению и отмене решений о реабилитации жертв политических репрессий, если выяснится, что реабилитированные совершали тяжкие и особо тяжкие преступления. То есть среди «невинно репрессированных» оказались полицаи и каратели, граждане, добровольно вступившие «в военизированные формирования вермахта и войска СС» и прочая подобная публика. На протяжении сорока лет нам настойчиво предлагали их пожалеть и на этом, в частности, примере считать, что все репрессированные были репрессированы незаконно.
А вот ещё интересный случай. Писатель В.А. Солоухин описывал, как в 1922 г. за убийство бандитами солдат и комиссаров РККА большевики расстреляли заложников, среди которых оказались дети от 9 до 17 лет. Писатель даже приводил ссылку на документы, найденные им в архиве. А современный историк Н.А. Чуваев сделал запрос в тот самый архив, где якобы работал Солоухин. Вскоре из архива пришёл ответ: «Сведений о списках, приказе № <…> нет. Дело получено от <…> архива сшитым и пронумерованным. Фактов изъятия листов нет. В листе пользователей фамилии В. Солоухина нет».
Или такая история. Много лет говорили, будто в сталинской России к детям применяли высшую меру наказания. Даже имя мальчика называлось: Миша Шамонин, укравший с голодухи булочку. Но потом дело Миши Шамонина опубликовали. И оказалось, что тринадцатилетнему Мише на момент суда было пятнадцать лет, что судили его не за булочку, а за нападения на честных граждан и нанесения ножевых ранений со смертельными исходами, и что, наконец, приговора или иных документов, свидетельствующих о расстреле бедного Миши, попросту не существует.
Как быть со всем этим грузом? А как быть с исследованиями В.Н. Земскова, Ю.Н. Жукова, Ю.В. Емельянова, Н.А. Чуваева, Г.Г. Хмуркина, П.Г. Балаева и многих других? Почему всё это нужно игнорировать? Да и невозможно нормальному человеку в одно и то же время знать, что среди невинно репрессированных – тысячи эсэсовцев и карателей, и верить в миллионы невинно расстрелянных. Не получается. Не вяжется одно с другим. А посему не лучше ли вместо того, чтобы изъясняться лозунгами, продолжать кричать «Даёшь!..», «Вперёд!..», «Долой!..» и навязывать стране «чёрную мифологию», разобраться с фактами и цифрами?
Александр Брод пишет: «А вот президент умеет говорить правду о нашей общей истории, какой бы горькой она ни была. Объясняя своё отношение к Сталину <…>, Владимир Путин отметил, что мы не должны забывать все ужасы сталинизма, связанные с концлагерями и уничтожением миллионов соотечественников». Ну, во-первых, президент – не историк, президента могут дезинформировать. А во-вторых, в апреле 2010 года В.В. Путин сказал о Катыни так: «Сталин <…> совершил этот расстрел, исходя из чувства мести». А в апреле 2024 года ФСБ рассекретила архив, и все узнали, что Геббельс-то, оказывается, врал, и поляков расстреляли нацисты, а вовсе не Сталин с Берией.
Речь не идёт про тишь, гладь да Божью благодать. И сталинизм тут ни при чём. Просто не хочется смотреть на мир, исходя из принципа «Я уже всё решила(а), не морочьте мне голову своими фактами». Несолидный какой-то принцип.
Историки уверяют, что Хрущёв, выступая на XX съезде, преувеличил в десятки раз данные об арестах и расстрелах. Так не пришло ли время восстановить эти данные и поступить так же, как с Катынью, – создать комиссию, рассекретить документы (только, разумеется, подлинные документы, а не нарисованный двоечниками приказ Ставки № 0428 и пр. в том же роде), озвучить правду? Вместо того чтобы рассказывать небылицы, как многомиллионный и многонациональный советский народ взял да и самоорганизовался, чтобы выиграть мировую войну. Правду, как уверял наш классик, говорить легко и приятно. Так, может, стоит попробовать?..