Из дневника Святослава Рыбаса
28 января 2022 года я был в Малом театре у Юрия Соломина. Мы одновременно вошли в подъезд.
Я его не сразу узнал: такой маленький, тяжело идет, опирается на палку, его поддерживает какой-то парень.
Не виделись почти полгода. Год назад умерла его жена Ольга.
Зашли в его кабинет, пили чай, долго разговаривали. Он не хотел меня отпускать.
Мы познакомились в 1990 году, когда я работал на Центральном телевидении СССР главным редактором Главной редакции литературно-художественных программ и распорядился показать по ЦТ его спектакль «И Аз воздам» об убийстве в Екатеринбурге Николая Второго.
Время было роковое. Меня вскоре стали крыть за «антисемитизм» Соломинского спектакля.
Соломин это помнил:
— Какой антисемитизм?! Там такого ничего не было!
В общем, дело было сделано, мы познакомились.
Когда его назначили министром культуры России, он позвонил мне и спросил, с чего начать?
Я посоветовал собрать всех замов и начальников управлений и попросить их представить (в письменном виде!) их предложения и планы. Он это сделал.
В 2019 году он поставил спектакль по моей пьесе «Государственный переворот» о внутриэлитном заговоре 1916 года против императора.
Левый глаз у него совсем ослеп. Когда-то во время спектакля зацепил роговицу углом книжного переплета. До крови. Доиграл роль.
И случай забылся.
Потом последствия проявились.
Главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек привела его к офтальмологам, но нет, операцию делать невозможно.
Несколько лет назад ему делали операцию на сердце.
Стал рассказывать, что предлагал одному кинорежиссеру вставить в его, соломинскую роль такой эпизод: старик на скамейке; парни обижают девушку; он заступается. Они его толкают и т.д. Он их укладывает на асфальт и умирает. Поднимают старика, а у него звезда Героя Советского Союза.
Вот такой символ.
С тем режиссером он не сговорился. Героизм не нужен.
Сменили тему.
— В этом году умру, — сказал Соломин и заговорил о 200-летнем юбилее драматурга Александра Островского.
Он постоянно ставит его пьесы. Возмущается вивисекцией классических пьес, которую совершают новомодные режиссеры.
Проводит в театре помногу часов. Поток сотрудников. Признается, что не удается сходить в туалет.
Мудрый, добрый, твердый. Последний Римлянин.
Его любили.
Нет, не так!
Его любят. Иных слов не надо.