Сергей Телюк. Коллекция (6): стихи. – М.: Радуга, 2023. – 40 с.
В сборнике стихотворений «Коллекция (6)» Сергей Телюк переосмысливает характерные для традиционной отечественной словесности темы и размышляет о событиях недавнего времени.
Строки этого поэта позволяют читателю замедлиться, остановиться, обратиться к прошлому – с тем, чтобы потом, отдохнув, словно путник на привале, сделать новый шаг – в будущее. В книге автор исследует мир внешний, вещный, пропуская всё происходящее в нём через тончайшие фильтры своего уникального поэтического восприятия.
Читая многие стихотворения Сергея Телюка, ощущаешь себя частью огромной Вселенной. В то же время поэт чётко определяет место человека в мире, оно – на Земле: «И в этом катаклизме городском / Обозначался пешеход штрихом / случайным – так бывает, между делом / рисуют на стекле заиндевелом». А вот такая строфа:
Душа не взмоет к Небесам,
когда гнетёт земная сила, –
лишь только бы чутья хватило
не тратить жизнь по пустякам.
В «Коллекции (6)», в отличие от прежних поэтических сборников, твёрдое и основательное мироустройство словно пошатывается, и наряду с оптимизмом и открытостью перед будущим присутствует здесь и некая неуверенность, нестабильность:
В таком недоосознанном процессе
любое положеньице прикольно,
и лучше бы нащупать равновесье,
чтобы не трепетаться произвольно.
Общая интонация сборника спокойная, размеренная и неторопливая, в нём есть взвешенность и мудрость, тихая печаль и разумные наставления, горькие выводы и сладкие созерцания.
Но встречаются и тревожные настроения: «И словно по булыжникам дороги / загрохотала в выси колесница…/ И беспощаден к лошадям возница. / И никуда не деться от тревоги».
Беспокойство, тревогу и другие чувства Сергей Телюк очень точно передаёт, используя метафору, образ.
Земля под снегом не видна.
Что в глубине – теперь неважно.
И надобно ступать бесстрашно,
коль под ногами целина.
Удаётся поэту и создание женских образов, которые у него сродни образам Блока («Девичий стан, шелками схваченный, / В туманном движется окне…») и Заболоцкого («Полуулыбка, полуплач…»).
Та женщина застыла у окна.
Вдруг показалось, что она одна
и смотрит отрешённо вдаль куда-то,
не отводя задумчивого взгляда.
И, конечно, оставаясь верным себе, Сергей Телюк особое внимание уделяет явлениям природы – её жизнь неотделима для него от жизни человеческой души, от его внутреннего мира.
Неопределённость и путаница в природе созвучны и смятению в человеческой жизни, где «твой враг, нисколько не глупя, / однажды выручит тебя, / а с другом станет ненадёжно – / всё в мире так неодносложно».
Наверное, именно эта неодносложность делает мир ещё более интересным, а человек, проживая свою жизнь, можно сказать, становится персонажем произведения с открытым финалом, где «не предопределяя ход, / не зарекаясь наперёд, / не угадаешь продолженье».
Работы Ирины Телюк, использованные в оформлении обложки, делают этот поэтический сборник ещё более цельным и завершённым.