Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 сентября 2024 г.
  4. № 37 (6951) (18.09.2024)
Литература Библиосфера

Нащупывая равновесье

20 сентября 2024

Сергей Телюк. Коллекция (6): стихи. – М.: Радуга, 2023. – 40 с.

В сборнике стихотворений «Коллекция (6)» Сергей Телюк переосмысливает характерные для традиционной отечественной словесности темы и размышляет о событиях недавнего времени.

Строки этого поэта позволяют читателю замедлиться, остановиться, обратиться к прошлому – с тем, чтобы потом, отдохнув, словно путник на привале, сделать новый шаг – в будущее. В книге автор исследует мир внешний, вещный, пропуская всё происходящее в нём через тончайшие фильтры своего уникального поэтического восприятия.

Читая многие стихотворения Сергея Телюка, ощущаешь себя частью огромной Вселенной. В то же время поэт чётко определяет место человека в мире, оно – на Земле: «И в этом катаклизме городском / Обозначался пешеход штрихом / случайным – так бывает, между делом / рисуют на стекле заиндевелом». А вот такая строфа:

Душа не взмоет к Небесам,

когда гнетёт земная сила, –

лишь только бы чутья хватило

не тратить жизнь по пустякам.


В «Коллекции (6)», в отличие от прежних поэтических сборников, твёрдое и основательное мироустройство словно пошатывается, и наряду с оптимизмом и открытостью перед будущим присутствует здесь и некая неуверенность, нестабильность:

В таком недоосознанном процессе

любое положеньице прикольно,

и лучше бы нащупать равновесье,

чтобы не трепетаться произвольно.


Общая интонация сборника спокойная, размеренная и неторопливая, в нём есть взвешенность и мудрость, тихая печаль и разумные наставления, горькие выводы и сладкие созерцания.

Но встречаются и тревожные настроения: «И словно по булыжникам дороги / загрохотала в выси колесница…/ И беспощаден к лошадям возница. / И никуда не деться от тревоги».

Беспокойство, тревогу и другие чувства Сергей Телюк очень точно передаёт, используя метафору, образ.

Земля под снегом не видна.

Что в глубине – теперь неважно.

И надобно ступать бесстрашно,

коль под ногами целина.


Удаётся поэту и создание женских образов, которые у него сродни образам Блока («Девичий стан, шелками схваченный, / В туманном движется окне…») и Заболоцкого («Полуулыбка, полуплач…»).

Та женщина застыла у окна.

Вдруг показалось, что она одна

и смотрит отрешённо вдаль куда-то,

не отводя задумчивого взгляда.


И, конечно, оставаясь верным себе, Сергей Телюк особое внимание уделяет явлениям природы – её жизнь неотделима для него от жизни человеческой души, от его внутреннего мира.

Неопределённость и путаница в природе созвучны и смятению в человеческой жизни, где «твой враг, нисколько не глупя, / однажды выручит тебя, / а с другом станет ненадёжно – / всё в мире так неодносложно».

Наверное, именно эта неодносложность делает мир ещё более интересным, а человек, проживая свою жизнь, можно сказать, становится персонажем произведения с открытым финалом, где «не предопределяя ход, / не зарекаясь наперёд, / не угадаешь продолженье».

Работы Ирины Телюк, использованные в оформлении обложки, делают этот поэтический сборник ещё более цельным и завершённым.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS