Инициатива по созданию детских комнат при офисах, конечно, сомнительна. Слишком это дорого для мелких компаний, – чтобы выполнить все санитарно-эпидемиологические требования, придётся вложить приличные деньги. Просто игровая комната на три-четыре часа? Может быть, где-то, в небольших городах, где всё в шаговой доступности, аренда помещений невысока, это и приживётся. Что ж в конце концов и это выход.
Наверное, сравнение неэтично, но в голову приходит практика советских времён, когда заводы из-за дефицита продуктов выращивали в подсобных хозяйствах картошку и содержали свиней. Из-за непрофильности урожаи и производство мяса были мизерными, а трудозатраты огромными. Как только дефицит был преодолён, от ярма в виде подсобных хозяйств тут же отказались. Для среднего и малого бизнеса детские комнаты, даже если будет субсидирование, тоже могут оказаться ярмом, и тогда мам под разными предлогами начнут с предприятий выдавливать.
Проблеме совмещения трудовой деятельности и материнских обязанностей не одна сотня лет. На заре советской власти её пытались решить, отобрав эти обязанности у женщины вообще. В первую очередь она должна была быть труженицей: кухню должны были заменить столовые, а детей, мечтали революционеры, будет воспитывать государство. Столовых стало много, а вот детей матери не отдали, пришлось строить детские сады и ясли.
Женская доля во все времена и во всех странах, если семейный доход невелик, не так уж легка. Приходится выбирать либо карьеру, либо материнство. Или пытаться их совместить. Даже если помогают бабушки и дедушки или няни, внутренний дискомфорт от того, что, строя карьеру, не уделила детям должного внимания, остаётся с тобой навсегда.
Мои дети ходили в ясли, детский сад, интернат. Интернат, правда, был не простой, туда брали детей, подготовленных к школе, и не всех. В начальных классах ребёнка можно было оставить там на ночлег, а можно было каждый день забирать. Дети выросли умными, добрыми, благополучными, и вроде бы моей вины ни в чём нет, а стоит возникнуть у них какой-нибудь проблеме, меня точит червь сомнения: вот если бы я не по командировкам моталась, а с ними больше занималась…
Не знаю, есть ли решение этой дилеммы. После перестройки женщин вознамерились привязать к детям и кухне – мол, пусть, как в американских фильмах, жёны готовят обеды и воспитывают детей, а зарабатывать будут мужья. Сколько дискуссий прошло по этому поводу, сколько статей о предназначении женщины было написано, а к кастрюлям нас так и не привязали. Картинка в американских мелодрамах оказалась не столь притягательной (пока жена варила супы и меняла пелёнки, муж находил более молодую и привлекательную), не всякий супруг мог заработать на содержание всей семьи, да и государство, увеличивая льготы женщине-матери, как-то незаметно всё же начало пропагандировать женщин-политиков, женщин-бизнесменов, женщин-работниц. Как ни парадоксально, с одной стороны, есть безработица, а с другой – рабочих рук не хватает, и мы принимаем всё больше и больше мигрантов.
В девяностые годы, то и дело поминая революционеров, намеревавшихся изъять детей из семей, позакрывали или перепрофилировали почти все детские сады. Когда рождаемость увеличилась, пришлось вернуться к советскому опыту и строить заново. Только за последние четыре года было создано более 1,2 млн. мест в детских садах, а вот с яслями проблема действительно остаётся очень острой. Поэтому помимо организации детских комнат при офисах Минтруд предлагает подготовить к 2024 году 150 тысяч профессиональных нянь, умеющих не только оказывать медицинскую помощь, но и следить за психическим состоянием подопечных, и создать около 9 тысяч семейных детских садов на условиях государственно-частного партнёрства. На обучение нянь и оплату их услуг (для малоимущих они будут бесплатными) планируется потратить 11,4 миллиарда рублей – 8 мил-лиардов из федерального и 3,4 миллиарда из бюджета регионов. На гранты семейным детсадам из федерального бюджета предлагается выделить 5,8 миллиарда, из региональных – 2,5 миллиарда.
Таким образом, удастся ликвидировать очередь в ясельные группы, а женщины смогут совмещать материнские обязанности с карьерным ростом. Но вопрос о предназначении прекрасной половины человечества вряд ли уйдёт из повестки дня. Работающие будут винить себя, если ребёнок, оставленный с няней, заболеет, домохозяйки сожалеть о потерянных возможностях, а мужчины мечтать о канувшем в Лету домострое. Может быть, это и есть жизнь?
Людмила Мазурова