Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Телеведение Литературный резерв

Не мой фильм

20 апреля 2024
Кадр из фильма Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари»

Спрашивается – чей? Вопрос не столь праздный: в 1910-х и 1920-х кино за¬частую снимали с огромной скоростью и в огромных количествах, так что за одним фильмом сразу появлялся другой, и жизнь средней ленты была очень короткой. Часто за прокатом (даже вполне успешным) следовало полное забвение, вплоть до процедуры «смывания» фильма и повторного использования плёнки. Экологично, но не очень-то этично – в итоге подавляющее большинство фильмов немого периода до нас банально не дошли.

Великие режиссёры, впрочем, также не застрахованы от этой беды. Например, знаменитый фильм Фрица Ланга «Метрополис», до сих пор один из самых известных в немом кино, долгое время был доступен публике и специалистам в сильно урезанном виде. Немецкий историк кино Энно Палатас, долгое время руководивший Музеем кино в Мюнхене, значительную часть своей жизни посвятил кропотливому поиску вырезанных фрагментов и дополнению имеющейся версии – какой-то кадр можно найти в одной версии, какой-то – в другой. И вот, представьте себе, спустя восемьдесят лет после съёмок фильма его полная версия вдруг находится в архиве… Музея кино в Буэнос-Айресе. Как говорится, «заграница нам поможет!». Сама лента, конечно, немецкая, но плёнка – как и честь её обнаружения – принадлежит Аргентине. К счастью, мировое сообщество историков и архивистов кино остаётся довольно сплочённым, и скандалы за обладание эксклюзивными правами на какой-нибудь шедевр полыхают не часто.

Каким же образом такое вообще могло случиться? Как полная версия немецкого фильма оказалась в Аргентине? Причины меняются от фильма к фильму, но большую роль здесь играет цензура. В каких-то странах отдельные эпизоды сомнительного по тем временам содержания просто вырезались – особенно это касалось фильмов, посвящённых революционным событиям, реальным или вымышленным. Считается, что Сергей Эйзенштейн перед началом зарубежного проката «Броненосца» специально выезжал в Германию, чтобы проследить за перемонтажом – да и сам он, не будучи ещё режиссёром, помогал Эсфири Шуб «править» немецкие картины, в том числе первого «Доктора Мабузе» Ланга (вышел он в советский прокат под эффектным названием «Позолоченная гниль»). А в странах, где цензура не была столь свирепой – или столь внимательной, – фильм мог найти себе «тихую гавань» на несколько десятков лет до своего «переоткрытия».

Часто версии одного и того же фильма различались лишь в отдельных областях. Н.А. Изволов писал, что другой знаменитый веймарский фильм, «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, в двух вариантах – один из частной коллекции в Монтевидео, другой из Британского института киноискусства – оказался вирирован совсем по-разному. Уругвайская копия была выдержана в трёх цветах – коричнево-жёлтом, сине-зелёном и бледно-розовом, тогда как английская, в соответствии с темпераментом нации, включала в себя только бледные оттенки коричнево-жёлтого и сине-зелёного для обозначения времени суток в кадре и разграничения интерьерных и натурных съёмок.

Остаётся главный и зачастую нерешаемый вопрос: как понять, чья копия верна? Многие режиссёры тех лет вообще не задавались вопросами об «авторском видении» (по сути, понятие «автор» в кино ввели уже в пятидесятых молодые критики из журнала Cahiers du Cinéma) либо не оставляли подробных письменных свидетельств о процессе создания фильма, так что работа архивиста в этой области сегодня зачастую уподобляется поздним фильмам-«нуар»: не у каждой загадки есть решение, во всяком случае правильное.

Тэги: Фильм Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS