Дмитрий Рогозин. На Западном фронте. Бес перемен. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.
Не так давно в Сети мелькнула любопытная статистика – список крупных российских чиновников, переехавших за границу, с перечислением стран – Германия, Израиль, США... За точность сведений ручаться трудно, поэтому перечислять фамилии не стану. И тут можно задаться вопросом, почему Рогозин не последовал примеру коллег, а уехал в Новороссию? Ответ даст его книга «На Западном фронте. Бес перемен», которая вполне могла бы иметь подзаголовок, не сочтите за пафос, «Хроника жизни русского патриота».
Ключевые этапы биографии Дмитрия Олеговича связаны с узловыми моментами истории современной России, где он выступал самым что ни на есть активным участником. Отсюда же в названии и адресация к «Западному фронту».
В августе 1991 го он выступал на митингах демократов возле Белого дома сразу за Эдуардом Шеварднадзе. После Первой чеченской дискутировал с «чеченским Геббельсом» – Мовлади Удуговым. Даже один раз случайно пересёкся с террористом Хаттабом. Тот, увидев Рогозина на одной из заправок уже после ухода российских подразделений из республики, с удивлением спросил: «Ты что, русский?» На что последовал ответ: «Да, а ты кто такой?..»
В 2003 м Рогозин вместе с экономистом Сергеем Глазьевым создавал партию «Родина», ими была объявлена награда в 500 тысяч долларов за информацию, которая приведёт к поимке террориста Шамиля Басаева. На это последний написал обличительное письмо Дмитрию Олеговичу: отчего так мало? При этом назвал Рогозина «жмуриком» и обвинил в коррупции: дескать, столько наворовал с разного рода ельцинскими чиновниками, а жадничаешь – даёшь за мою голову так мало.
Рогозин недоумевал, почему Басаев бросил ему необоснованные обвинения по поводу казнокрадства, и только со временем понял, что тот перепутал его с другим Рогозиным. Генералом… По поводу «жмурика» лично расспросить не успел. Через три года Басаев сам им стал.
Несколько раз Рогозин мог погибнуть: например, в Чечне, когда вертолёт, на котором он должен был лететь в Моздок, разбился. В тот день его, уже погрузившего вещи в вертушку, экипаж которой погибнет при крушении, начальство попросило вернуться для разговора, и он улетел следующим рейсом.
Ещё – во время трагических событий в Беслане, когда террористы захватили местную школу. Он должен был там выступать на линейке, но опять же по чистой случайности его там не оказалось. Все мужчины, которых захватили террористы, были ими расстреляны.
Мог погибнуть и 4 октября 1993 года во время штурма Белого дома, но 2 октября тяжело заболел пневмонией.
Ему много раз приходилось встречаться с именитыми политиками и государственными деятелями: с Владимиром Путиным, Шеварднадзе, Кравчуком, генералом Лебедем, Березовским, Скоковым, с которым они занимались Конгрессом русских общин и партией «Родина». Вспоминает Дмитрий Олегович, и как Владислав Сурков, будучи замглавы администрации президента, отобрал у него «Родину», сказав при встрече, что Рогозин в ближайшие 25 лет даже таксистом не устроится. Всем этим встречам в книге уделено немало внимания.
Для Рогозина нынешняя война в Новороссии не первая. Он ещё в 90 х добровольцем воевал в Приднестровье и Боснии, где генерал Ратко Младич подарил ему свою армейскую фуражку. В настоящий момент Рогозин командует добровольческим отрядом «Царские волки». Кстати, предки Рогозина ещё в XVII веке были связаны с Украиной: Герасим Рогозин и его сын Фёдор принимали участие в освобождении Малороссии от польско-литовских оккупантов.
Не обходит вниманием Дмитрий Олегович и комические эпизоды биографии. Так, в своё время он был представителем России при НАТО. Во время пребывания в Брюсселе он решил сделать одному натовскому начальнику презент – подарить декоративный топорик с инкрустацией и деревянной рукоятью, украшенной фрагментами бивня мамонта. Когда он пришёл с подарком, западный функционер чуть было не прыгнул в окно второго этажа. Испугался, видимо, русского с косой саженью в плечах и топором в руках. Пришлось ему объяснять, что это сувенир, работа талантливого мастера.
Из книги мы узнаем, что у Рогозина несколько высших образований: международная журналистика, которую он выбрал, видимо, под влиянием Юлиана Семёнова. Есть ещё экономическое образование и фактически военно-инженерное – по просьбе Дмитрия Олеговича его отец (генерал-лейтенант Олег Рогозин, один из организаторов советской оборонной промышленности) и его коллеги прочли ему лекции по сопромату и другим инженерным дисциплинам, в том числе и военным. Рогозин – полиглот, говорит на английском, французском, испанском, чешском, сербском языках. Учил итальянский.
По моему мнению, книга интересная, динамичная, в ней нет неуместных излишеств, как говорится, читается как детектив. «На Западном фронте. Бес перемен», вне всякого сомнения, принадлежит к тем воспоминаниям, по которым в будущем будет писаться история России. Книга – ценный, содержательный исторический источник, с множеством ярких деталей, подмеченных острым взглядом журналиста, политика, гражданина Рогозина.
Наталья Курянская, член Общественной палаты ДНР, Снежное