Как рассказывает нам автор канала "Авто-маньяк", многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда при откручивании болта или шпильки на выхлопной системе он просто обламывается.
К слову, чаще всего это происходит не от чрезмерного усилия, а из-за усталости металла, который от постоянного нагрева теряет свою прочность.
Конечно, подобные соединения, работающие при высоких температурах, можно заранее обработать специальной смазкой, и тогда при последующем разборе проблем в большинстве случаев удастся избежать. Но давайте признаемся, мало кто занимается такой профилактикой на новом автомобиле, вспоминая о ней лишь лет через 10-12, когда впервые возникает необходимость что-то открутить.
И вот проблема налицо — в детали торчит обломок, который нужно извлечь, желательно быстро и без повреждений.
Опытные мастера предлагают несколько способов. Если обломок выступает над поверхностью, можно попробовать приварить к нему болт поменьше и выкрутить. Нагрев от сварки часто помогает ослабить соединение. Другой вариант — сделать насечку зубилом и попытаться провернуть остаток с помощью ударной отвертки. Однако эти методы часто не срабатывают со старыми, проржавевшими шпильками, хотя на свежих могут помочь.
Но чаще всего шпилька ломается вровень с поверхностью или даже ниже, внутри самого отверстия. Тогда многие советуют просто высверлить обломок. Однако здесь кроется серьезный риск: сверло, даже подобранное точно, легко может повредить внутреннюю резьбу детали. После такого ремонта резьбу придется восстанавливать метчиком или нарезать заново. Способ, конечно, рабочий, но если стоит задача сохранить родную резьбу, он не подходит.
Существует другой, более надежный метод, который успешно работает в большинстве случаев, кроме самых безнадежных. Чтобы аккуратно извлечь обломок, не повредив резьбу, используют специальный инструмент — экстрактор. Внешне он напоминает метчик, но предназначен для совершенно иных задач.
Технология следующая. Самое важное — тщательно подготовить поверхность обломка. Для начала нужно точно по центру будущего отверстия сделать керном четкую метку. Затем, взяв сверло диаметром немного меньше сломанной шпильки, аккуратно высверливают в ней достаточно глубокое отверстие. Глубина нужна для того, чтобы экстрактор мог надежно зацепиться. После этого в полученное отверстие вкручивают экстрактор против часовой стрелки. Вкручивают до тех пор, пока он не зафиксируется «намертво». Затем, приложив усилие через вороток или ключ, выкручивают его вместе с засевшим внутри обломком.
Обычно экстракторы продаются в наборах, под разные диаметры, что позволяет справиться практически с любой проблемой — будь то мелкий болт или крупная шпилька.
А еще мы рассказали про проверенные способы открыть автомобиль зимой без повреждений.
Фото: Freepik