По свежей информации, давно анонсированный авиадвигатель для боевых самолётов прошёл испытания и, подтвердив заявленные характеристики, получил индекс АЛ-51-Ф1. Им уже оснащаются на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) модернизированные Су-57. Силовая установка имеет огромную тягу (11 000 кг и 18 000 кг на форсаже) и сможет обеспечить беспримерную для нашего времени скорость. При этом новая «сушка» стала для противника гораздо менее заметна. Без всяких сомнений, это новое достижение нашей авиации. А как дела в целом? Об этом разговор с историком авиации, экспертом авиационной отрасли Николаем Бодрихиным.
– В сводках о боевых действиях в ходе СВО много говорят об артиллерии, танкистах, штурмовых отрядах, а больше всего о дронах. Нашу военную авиацию упоминают редко, без подробностей. Видимо, секрет. Или действительно роль авиации на СВО не очень значима?
– Главное даже не в секретности. Современных боевых лётчиков и их боевые самолёты берегут, поскольку они весьма ценны и дороги. При наличии у противника большого количества ПЗРК «Стингер» с массой ракеты в 10 кг более широкое применение находят менее дорогие машины: Су-25, различные типы вертолётов, прежде всего Ка-52 и Ми-8, прицельно работающие с небольших высот.
А воюют наши авиаторы превосходно. Их среди Героев Российской Федерации, удостоенных высокого звания за СВО, не менее 18 человек.
– Судя по всему, напрашивается вывод, что теперь в прямых военных конфликтах дроны будут играть центральную роль? Наверное, ни один писатель-фантаст не мог такого предвидеть. Или это не так?
– Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или дроны, были представлены в военной технике уже несколько десятилетий назад. К сожалению, у нас к этому отнеслись не очень внимательно, а конец XX века ознаменовался «перестройкой», а позднее и сломом политической системы. Хотя несколько крупных и мощных разведывательных БПЛА были созданы в 1960–1970-е годы в КБ А.Н. Туполева: Ту-123, Ту-139, Ту-141, Ту-143, Ту-243. Большинство этих БПЛА (за исключением Ту-143) выпущено небольшой серией.
Особенностью дронов, применяемых на Украине, стала их небольшая стоимость (порой до 100$) и широкое применение сотнями и даже тысячами штук ежедневно. В этих условиях применение ЗРК нецелесообразно из-за несопоставимости цен зенитной ракеты и атакуемого дрона (стоимость зенитной ракеты на 2–3 порядка выше). Недорогие эффективные комплексы по борьбе с дронами, за исключением заградительных сетей, до сих пор не созданы. При этом уже не является фантазией применение лёгких винтовых спортивных самолётов-истребителей с пулемётно-пушечным вооружением в прифронтовой зоне для истребления средств БПЛА противника.
– А что просматривается? Самолёты какого типа могут появиться в недалёком будущем? Чем они могут отличаться от машин пятого поколения?
– Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) должен поступить на вооружение ВКС до конца 2027 года. Новый комплекс будет построен с применением стелс-технологий и станет воздушным носителем различных систем ракетных вооружений. Ожидается, что основная и дублирующая электронные системы двигателя позволят носителю совершать полёты продолжительностью до 30 часов. Это новое слово в боевой авиации.
– При этом на крыле пока ещё немало старой техники. Недавно сообщалось, что ВВС незалежной в прошлом году отказались покупать в Австралии 41 списанный истребитель F/A-18 Hornet производства США. «Нам не нужен ваш летающий хлам», – заявил один из украинских военных чиновников. Это, видимо, подтверждает, что СВО, ко всему прочему, западный конвейер утилизации устаревшей техники?
– Бесспорно, первым делом Запад пытался вооружить Украину устаревшими образцами своей техники. Но эта попытка удалась лишь в малой части, российские воины и инженеры ВПК научились достаточно быстро и эффективно справляться и с пресловутыми «Хаймерсами», и с многими иными типами ракет. Очевидно, что при поставках на Украину аналогичная судьба ждёт и хорошо знакомые в российских частях лёгкие истребители F-16, и любые другие крылатые машины. Советские, а впоследствии российские системы ПВО ещё со времён гениального А.А. Расплетина всегда были и остаются лучшими в мире.
– Хватает ли стране образовательных и научных учреждений для подготовки авиационных специалистов и кадров для авиационных заводов?
– Конечно, многое было разрушено в 1990-е годы. Но сегодня ряд сохранившихся авиационных КБ, прежде всего Туполева, Ильюшина, Сухого, Микояна и Гуревича, наращивают потенциал, подключая за собой к всестороннему прогрессу и заводы. А случается, что сами авиационные и двигателестроительные заводы становятся инициаторами новых технологических и технических рывков и даже прорывов.
Высшее инженерное авиационное образование у нас дают сегодня более 30 вузов. Специалисты, работающие в области высшего образования, гибко реагируют на требования времени, отвечая не только количеством выпускников, но и новыми курсами, специальностями, направлениями. Думаю, мы имеем надёжный кадровый тыл.
– Какой боевой самолёт или самолёты на сегодня лучшие в мире?
– Уверенно можно назвать исключительно отечественные боевые самолёты: Ту-160, МиГ-31, Су-35, Су-57.
Например, межконтинентальный сверхзвуковой стратегический многорежимный бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 среди «стратегов» имеет максимальную скорость, взлётный вес, дальность и боевую нагрузку. Правда, у американского B-1B боевая нагрузка заявлена аж 60 тонн, но при дальности полёта в 8125 км она (боевая нагрузка) составляет только 26,88 тонны. Для какой же дальности заявлено 60? Для 500 км? У Ту-160 боевая нагрузка – 45 тонн при дальности полёта 10 500 км. Единственное, в чём мы уступаем противнику, это в числе произведённых боевых машин: 17 против примерно 100 В-1 и В-2.
Истребитель МиГ-31 – старая машина, первый полёт совершившая в 1975 году, но по скорости (2,8 М) она практически не имеет аналогов и среди самых современных машин. Бесспорно, лидирует и по дальности (3000 км с двумя подвесными топливными баками – ПТБ). Истребитель предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на разных высотах, в любых метеоусловиях, при применении противником радиолокационных помех и ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1200 км и уничтожать самолёты противника на дальности до 310 км. МиГ-31 способен нести гиперзвуковую ракету «Кинжал» с радиусом действия более 2000 км.
Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57, совершивший первый полёт в 2010 году, превосходит американские F-22 и F-35 по скорости (2,45М против 2,25М и 1,2М), по скороподъёмности – 330 м/с против 240 и 300 м/с. А с F-22 он сопоставим по дальности и по боевой нагрузке – 10 тонн. Правда, произведено Су-57 пока совсем немного – около 20 штук. Су-57 с новым двигателем АЛ-51-Ф1 обеспечит ему ещё большее превосходство, позволив развивать скорость в 2М на крейсерском бесфорсажном режиме!
Одной из важнейших проблем в принятии на вооружение Су-57 является его полноценное технологическое и техническое освоение, создание надёжных новейших систем, обеспечивающих его работу именно как истребителя пятого поколения – от двигателя до систем вооружений. Всё это впереди.
ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ РОССИИ
Среди пилотов, которые отличились в ходе СВО, 11 вертолётчиков – Героев России: М.В. Авраменко (посмертно), А.А. Аксёнов (посмертно), А.Ю. Боровиков (посмертно), И.Н. Бондарев, С.И. Демьяненко, А.В. Карамышев, С.А. Каспрук, В.П. Клещенко (посмертно), Р.С. Кобец, В.В. Табачников (посмертно), Д.Ю. Чернавин. Два лётчика-Героя, которые воевали на штурмовиках Су-25: К.Х. Боташев (посмертно) и И.П. Редкокашин; два – на фронтовых бомбардировщиках Су-24: А.С. Антонов (посмертно), В.Н. Никишин (посмертно); два – на истребителе-бомбардировщике Су-34: П.В. Каштанов и М.А.Стефанов. Первый лётчик – Герой РФ (за участие в СВО) В.А. Дудин воевал на Су-35 – новейшем российском истребителе и одержал на нём три личные победы и одну в паре над украинскими Су-27.