В одной из недавних статей прозвучал вопрос: «Нужны ли уроки по истории Отечества в начальной школе и 4-м классе?» Ещё как! Без этого невозможно формирование активной гражданской позиции. А заниматься этим необходимо с раннего детства.
Вот, например, события на Украине. За ними – торжество «самостийнического» гуманитарного исторического проекта над остатками советского. Этот проект, безусловно, построен на тотальной фальсификации истории, но совершенно очевидно, что благодаря ему на Украине, и особенно в её западной части, бурно складывается новая нация. Украинские историки, философы, литераторы, филологи, отстаивающие «украинскую идею», на данном этапе одержали, надеюсь, пиррову победу. Ведь никто не знает, какими политическими последствиями, какими потрясениями эта победа в ближайшее время обернётся для Украины, России и всего мира…
Так что школьная и университетская история – дисциплина, не уступающая по серьёзности никаким другим. Она может быть куда «опаснее» ядерной физики. Без неё невозможно сформировать национальную идентичность, патриотическую позицию, национальное самосознание. А с её помощью можно создавать государства, выигрывать войны, осуществлять или подавлять революции. И начальные знания по истории должны закладываться в сознании минимум с младших классов.
К сожалению, сейчас история в школе рассматривается министерскими чиновниками преимущественно как некая сумма фактов, относящаяся к истории России и всемирной истории. Причём эти даты и факты даже не обязательно запоминать. На такое восприятие ориентирует вся система ЕГЭ, которая предполагает прежде всего ответы на тестовые вопросы. А это – в лучшем случае заучивание дат и в гораздо меньшей степени – усвоение фактического содержания и логики событий, которые относятся к этим датам. Большинство же школьников, увы, исходят из того, что им позволят списать ответы на тестовые вопросы.
У меня на основе многолетнего опыта общения и со школьниками, и с абитуриентами складывается впечатление, что если устроить реальный несфальсифицированный экзамен (а ЕГЭ, как его ни «модернизируй», это не что иное, как тотально сфальсифированное и предельно коррупционное «испытание», экзаменом его назвать не поворачивается язык!) по «остаточным знаниям» для всех категорий и возрастов школьников – результат будет чудовищным.
В этой ситуации, если уж серьёзно думать об её исправлении, необходимо вернуть преподавание истории уже в начальные классы. Дисциплина, преподаваемая в 4-м классе и которая называется «Окружающий мир», в течение 20 часов (это ничтожно мало!) даёт лишь предельно скудную информацию – не знания! – по истории России.
С моей точки зрения, уже в этом возрасте школьники должны иметь начальные основополагающие знания по истории России. При этом, разумеется, максимально должны учитываться особенности детской психологии. Здесь должен быть исключён механический, формальный подход, например интенсивное заучивание дат. Зато школьники 1–4-х классов должны запечатлеть в своём сознании яркий и красочный образ Родины, который у них будет ассоциироваться прежде всего с деятельностью выдающихся людей и ключевыми событиями её прошлого.
Иначе говоря, для школьников младших классов история должна быть персонифицирована, подаваться прежде всего через биографии её великих людей: политических и военных вождей, святых, деятелей науки и культуры.
Стоит продумать список нескольких десятков человек, жизнеописания которых составят ядро программы «Рассказы по истории России» – своего рода Национальный пантеон (аналог 100 художественных книг, обязательных для прочтения), который призван занять прочное место в сознании каждого маленького гражданина нашей страны. Это должна быть система ярких и наглядных образов и символов, апеллирующих к сознанию каждого человека, без которых немыслимо формирование патриотических чувств и национального самосознания.
При создании соответствующих текстов абсолютно недопустимо акцентирование на абстрактной социально-экономической проблематике, «извечной отсталости России», вообще на негативных фактах истории, должна быть исключена латентная пропаганда социального разделения и классовый борьбы, апология бунтов и революций, идеализация таких деятелей, как Разин, Пугачёв, революционных экстремистов и террористов XIX–XX вв.
Представляется, что назрела необходимость создания программы по выпуску детских книг, в которых история России займёт достойное место. Она должна стать своего рода ядром большой просветительской работы не только в школе, но и повсюду.