Это были такие концерты, после которых не хочется уходить, а хочется, чтобы артисты на сцене и ты в зале продолжили разговор. Вернее, она, Вера Берадзе, пела и пела, как бы для себя и тебя, а он, Александр Бисеров, пианист, говорил с тобой о сокровенном, как бы между делом проходя пальцами по клавишам рояля.
Два музыкальных вечера – один у Веры, в Центральном доме журналиста, другой – у Александра и его партнёра Юрия Печенежского в Центральном доме учёных – состоялись на минувшей неделе. Собрали аншлаги. Хотя эти исполнители не обласканы электронными СМИ. Но от того не менее любимы теми, кто ценит настоящее искусство «в стране победившего Димы Билана», как выразился на концерте Берадзе его ведущий Валерий Москалёв. Вернее, всё-таки соведущий, поскольку Вера сама умеет (хотя изредка может и увлечься этим) интересно, а то и с юмором представить свой репертуар.
Не один год бываю на выступлениях этих артистов. И всегда – открытия, высокое мастерство, когда кажется, что всё даётся без труда, как бы само собой, и всегда – тонкий вкус и самоотдача, слияние с аудиторией. Это зрелые мастера, но всё в их исполнении свежо, легко, радостно, даже если исполняются драматические или грустные произведения – печаль светла. Оба в постоянном поиске.
Четыре года назад Александр Бисеров, совсем молодым аккомпанировавший Трошину и Баяновой, помог певице Диларом Далиевой создать программу романсов из произведений Александры Железновой, первого русского композитора женщины. Он так аранжировал её творения, что те обрели современный смысл, раскрывая новые грани редкого сопрано Далиевой, блистательно исполнившей то, что не звучало 100 лет.
Вера Берадзе также каждый год радует поклонников новым. Неизменно одно: то, что пусто, ей неинтересно. Она очень разборчива, подбирая репертуар. Так и в сольной программе «Ах, Вера-Вербочка!» (от песни Я. Френкеля на стихи Р. Рождественского). Вообще перечень имён композиторов и поэтов, которых «привела» с собой Вера, говорит сам за себя: Соловьёв-Седой, Аедоницкий, Мурадели, Фрадкин, А. Петров, Матусовский, Ошанин, Э. Рязанов… Проникновенно, на полуголосе исполнила премьерную для себя «Остоженку» Александра Абрамова на стихи Виктора Соколова (он был на концерте). Год от года более филигранным становится интонационное прочтение произведений, тонкой, органичной – нюансировка. Обладая меццо-сопрано широкого диапазона, Вера обладает ещё и большим сердцем, душой настоящей артистки, которая на сцене для нас и которой есть что сказать, а нам – сопережить с нею. Автор новой книги о Шульженко Ашот Вартанян подарил экземпляр Вере Берадзе с надписью как «продолжательнице традиций Клавдии Ивановны». Да, это певицы «одной группы крови».
Я слушал Веру в Кремлёвском дворце, Театре эстрады (как говорится, никакой сцены не испортит), но всего лучше она звучит, нет, всего ближе она нам, когда выступает на небольших площадках, подобных домжуровской. Как солистка Москонцерта, член жюри «Романсиады», Вера часто выезжает в Подмосковье, ездит по России, выступает в ДК, больницах, детских домах… Берадзе из разряда исполнителей, которые давно заслуженные и народные, не имея этих почётных званий. Почему-то государство в лице Минкульта (как и ТВ) явно недооценивает именно таких музыкантов-подвижников и тружеников. Раскручиваются одни и те же, подчас нетрадиционных расцветок. А если новенький талант вдруг сверкнёт, так не факт, что ему дадут ход.
Сказанное в полной мере относится к Александру Бисерову. Новую программу – почти полутарочасовую музыкально-поэтическую композицию «Шестое чувство» (лирика и юмор ХХ века) – он представил в камерном зале Дома учёных. И тут говорящие имена. Музыка: Альбиони, Боккерини, Шопен, Рахманинов, Прокофьев, Гернер, Легран и… сам Бисеров (очень тонкий композитор). Поэзия (её представлял актёр театра «У Никитских ворот» Юрий Печенежский): Северянин, Агнивцев, Маяковский, Саша Чёрный, Блок, Пастернак, Хармс, Рубцов, Бродский.
Звучали знакомые строки «В шумном платье муаровом» Северянина, «Незнакомка» Блока, «Если звёзды зажигают» Маяковского, «Мело, мело по всей земле во все пределы…» Пастернака, «В минуты музыки печальной» Рубцова и менее известные стихи этих и других поэтов. Но не в этом было открытие! Соавторам композиции удалось музыкой и словом соединить как бы несоединяемое – пронзительную, подчас интимную лирику и поэзию юмористическую, ироничную, а подчас, как у Хармса, даже сатирическую в единое целое, которое воспринималось органично. Вызывало у зрителей то глубокие внутренние переживания, то улыбку, а то и смех.
Открытием лично для меня стал актёр Юрий Печенежский, который разные поэтические регистры менял с удивительной профессиональной гибкостью. И в который раз я восхитился тем, как Александр Бисеров ушёл на второй план, помогая точно подобранными мелодиями яснее понять смысл и мелодику поэтических строк. Тем самым раскрыв нам, как и в случае с Диларом Далиевой, яркое актёрское дарование. Это знак настоящего маэстро.
Ещё я подумал, как жаль, что наши театральные актёры столь редко берутся за подобные проекты – не хватает на всех Бисеровых. Конечно, на таких программах денег не заработаешь, но это то настоящее, которое поддерживает высокую культуру, дарит нам радость.
член правления Московского
музыкального общества