
Олег Носкович, кандидат физико-математических наук
Недавно показанный на телеканале «СПАС» документальный фильм «Мумия», где красной нитью проходит мысль о недопустимости нахождения тела Ленина в Мавзолее и необходимости его захоронения, неприятно поразил своей устремлённостью во вчерашний день. Тому есть несколько причин.
Первая причина – односторонность подхода – относительно тела Ленина в Мавзолее представлена единственная, соответствующая православной традиции позиция. Уже давно российская кинопублицистика приучила зрителя к тому, что общественно значимая тема раскрывается посредством предоставления возможности высказаться со всех точек зрения. Здесь же, если и говорить о принципе равноправия, лишь видимость его соблюдения. В течение более чем часового фильма напряжённо ожидаешь услышать выражение мыслей и чувств огромного числа наших людей, отличных от авторских, и только ближе к концу вознаграждаешься несколькими фразами, которые при желании можно трактовать как нечто альтернативное. Казалось бы, вся наша прошлая история научила нас не пренебрегать таким бесспорным в поиске оптимального решения правилом, как равноправная дискуссия. К сожалению, авторы вместо заинтересованной беседы ограничились монологом.
Вторая причина – узость взгляда на раскрываемую тему. Ленин – это не неотъемлемая часть нашей истории, это и есть сама наша история. А историю нашу нельзя сводить к православию и рассматривать её исключительно с точки зрения христианства, потому как она шире любых верований и вбирает в себя много всякого помимо религии. Создатели же фильма, судя по всему, полагая православие единственно верной формой существования нашего общества, пошли на поводу собственного чувства и правоты, по их мнению, собственного дела. И такое случалось в нашей истории, и печальные последствия того, что кто-то считает себя неоспоримо правым, нам тоже известны.
Третья причина является следствием первых двух – разжигание общественной розни. Возможно, авторы фильма не понимают, какой ящик Пандоры они открывают. Безапелляционно предлагая захоронить тело Ленина, они наотмашь бьют по большому легиону людей, для которых Ленин – икона. А если их оппоненты на регулярной основе станут отвечать им тем же? А ответить есть чем. Хотя бы напомнить абсолютно комплементарную позицию церкви к личности Ленина сразу после его смерти. Схлестнутся две веры, и начнётся то, что называется «религиозная война».
И, наконец, причина четвёртая – ошибочность целеполагания. Какова бы ни была цель, которую ставили перед собой творцы произведения – самовыражение, просвещение, исправление нравов, – им следовало более тщательно и ответственно соотносить эффект действия их детища с текущим состоянием общества и теми насущными военными и экономическими задачами, которые сейчас стоят перед Россией. Крайне желательно, чтобы тема раскрывалась так, чтобы помогать решению проблемы, а не усугублять её, способствовать успокоению общества, а не его возбуждению.