В конце осени парламентарии вновь заговорили об отмене если не ЕГЭ, то хотя бы ОГЭ (госэкзамена после 9 го класса). Дети, по мнению депутатов, «не в состоянии объять необъятное», и в результате избыточной нагрузки половина школьников теряет здоровье. Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным думским комитетам, министру просвещения, а также учителям, родителям, экспертам обсудить, как разгрузить школьников от обилия домашних заданий и лишних предметов, а также перспективы отмены ОГЭ. Мы тоже решили подключиться к обсуждению. Вот мнение наших авторов.
Лишний предмет
Есть в русской литературе такой термин – «лишний человек» (ну, вы помните – Онегин, Печорин и т.д.). Теперь появился термин «лишний предмет» – то есть то школьное знание (испытание), которое отягощает жизнь современных российских школьников.
Этим предметом уже объявили МХК (мировую художественную культуру), потом литературу двадцатого века (теперь её изучают только в профильных классах). И вот замаячил следующий «лишний» элемент – ОГЭ (основной государственный экзамен), который школьники сдают в 9 м классе, то есть за курс средней школы, по математике и русскому языку.
Меня, разумеется, волнует последний предмет.
На сегодняшний день в нашей школе существует, на мой взгляд, хорошо продуманная система экзаменов. После начальной школы (в конце 4 го класса) дети пишут ВПР (всероссийскую проверочную работу): это первый итог и первое испытание. После девятого, как я уже сказала, сдают ОГЭ – по материалам за среднюю школу. И венчает эту триаду ЕГЭ (единый государственный экзамен): итог обучения в старшей школе. То есть проверяются знания школьников по основным предметам на основных этапах.
И вдруг… прозвучала мысль об отмене ОГЭ, то есть середины экзаменационной линейки. В чём этот экзамен провинился? Не думаю, что мои оппоненты смогут ответить на этот вопрос. Просто нашли козла отпущения, точнее, облегчения. Оказывается, именно этот экзамен перегружает школьников, именно он повинен в том, что у них садится зрение и развивается сколиоз.
Господи, какая чушь!
Давно известно: чем больше человек делает, тем больше успевает. А перегрузки нужно искать не в экзамене, который нужно «сбросить с корабля современности», а совсем в другом. В организации учебного процесса. В хороших школах существует график домашних заданий (то есть математик и словесник не могут задавать домашку в один день) и контрольных: ребёнок не должен писать по две контрольные в один день. Домашние задания должны быть продуманы (учителем): задаётся самое простое и немного. Но для этого нужно, чтобы уроки были более насыщенными. Чтобы был соблюдён график перемен и (не смейтесь!) график проветривания кабинетов. Чтобы в середине урока обязательно была физкультурная пауза.
Вот лицеисты первого выпуска (в числе которых был, как известно, Пушкин) учились с 6 утра до 10 вечера. И ничего – не перегружались, потому что их учебный день был построен по уму: учёба перемежалась с прогулками, интеллектуальные предметы – с фехтованием и верховой ездой.
А уж если искать козла отпущения, то им является мобильный телефон, который нынче есть у каждого школьника с первого по одиннадцатый класс. Все перемены дети сидят в телефоне: не бегают, не играют, не гуляют. Именно от телефона их усталость. (Может, следует изобрести телефон специально для школьников, с помощью которого они могли бы общаться только с родителями, а не сидеть в играх?)
Кроме того, разгружать детей должны родители – у них есть для этого вечера, выходные и каникулы. С детьми нужно гулять, водить их в бассейн, кино, театр. Да просто – общаться! Всё это восстанавливает силы.
А любой экзамен – это хорошо: он дисциплинирует, заставляет почувствовать себя взрослым, повышает ответственность. Их, экзаменов, в современной школе ровно столько, сколько нужно, ни больше ни меньше.
Так что давайте не валить с больной головы на здоровую. А работать – всем вместе: учителям, родителям, тренерам. А то слишком уж мы обрадовались изобретению мобильного телефона: с утра дал его ребёнку – и весь день свободен.
Инна Кабыш, учитель русского языка и литературы
От чего устают дети
Если задаться вопросом физического и психологического здоровья школьников, то самыми вредными моментами в жизни современного ребёнка я бы, пожалуй, назвала учёбу по субботам, школьные рюкзаки с неподъёмными учебниками формата А3, напечатанными на мелованной бумаге, и круглосуточный интернет, который не даёт детям ни минуты отдыха.
Как мама троих детей не могу сказать, что домашние задания или ОГЭ как-то усложняют жизнь. Только в десятом и одиннадцатом классах, когда началась усиленная подготовка к ЕГЭ, учебное бытие стало напряжённым. Полагаю, что главное в жизни ребёнка, да, наверное, и взрослого, – ритмичность: за напряжением должно следовать расслабление, отдых. Если он есть – всё будет по плечу. Поэтому два выходных дня необходимы для восстановления сил и детей, и родителей.
И ежедневный отдых должен быть полноценным: если после школы ребёнок идёт домой, но, снимая уличные ботинки, залипает в телефоне или компьютере, скрючившись в три погибели и глядя в экран до вечера, то психологического и мышечного расслабления нет, сил у него не будет, даже если на домашние задания нужен один час времени. Получается, чтобы разгрузить школьника, лучше всего найти способ выключить ему интернет, компьютер и смартфон. Тогда зрение, мозг, нервная система отдохнут, появятся свободное время, силы, интересы и занятия: поиграть на гитаре, пригласить друзей, навести порядок, погулять, записаться в спортивную секцию. Благо все условия для этого есть – количество бесплатных кружков сегодня велико.
Если же ребёнок допоздна проводит время в системе дополнительного образования, хочет петь, рисовать или играть в футбол – прекрасно. Но во всём, как и везде, нужна мера: «Драмкружок, кружок по фото – / Это слишком много что-то. / Выбирай себе, дружок, / Один какой-нибудь кружок».
Елена Жданова, культуролог, мать троих детей
В погоне за рейтингом
На первый взгляд кажется, что поручение спикера Госдумы Вячеслава Володина именно то, чего так долго ждали все. Конечно, здорово разгрузить программу, убрать ненужные занятия, дать возможность детям реализовать себя в свободное, то есть в освободившееся от подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, время. Но так ли всё это здорово на самом деле?
Давайте посмотрим на ситуацию с ОГЭ немного по-другому. Четыре экзамена для выпускников 9 го класса, два из которых выбирают сами ученики, опираясь на свои склонности, способности, – разве это много? Я сдавала больше, кажется шесть. Именно наличие экзамена как рубежа между средней и старшей школами стимулировало и нас, и родителей, когда мы были молодыми. Стимулирует оно и современных учеников.
Единственное, что, на мой взгляд, мешает нормальной жизни современных старшеклассников, – это неоправданная истерия вокруг этих экзаменов. Прежде всего она исходит не от СМИ, не от учителей, а от той системы рейтинга, гонки, соревнования, в которой мы все живём сейчас. Не просто разработай проект в своё удовольствие, а обязательно представь его на конкурсе, выиграй с ним; не просто сдай экзамен по своим силам, а будь лучшим, первым, успешным. Хочешь быть успешным – вот тебе четыре дополнительных занятия по биологии, физике, математике и так далее. Не посещаешь занятия – ты не хочешь быть успешным. Дальше можно продолжать до бесконечности.
Чем больше сжимаешь эту пружину, тем сильнее риск, что она отскочит и ударит очень больно. Может быть, стоит прекратить эту гонку и насладиться процессом получения знаний? Пусть ребёнок ошибается и исправляет свои ошибки. Но это не означает, что его нужно освободить от занятий. Поверьте, в освободившееся время далеко не все отправятся заниматься спортом или хоровым пением. Многие отправятся на «заброшки», уйдут в виртуальный мир или…
Словом, отвечая на вопрос «Быть или не быть ОГЭ?», я твёрдо говорю: «Быть!» ОГЭ – итоговое испытание, а проходя испытания, ребёнок становится сильнее. Пусть только Вячеслав Володин даст поручение спокойно готовить и готовиться к экзаменам, не измеряя только по их результатам успешность ребёнка и учителя.
Галина Зыкова, учитель русского языка и литературы
В ТЕМУ
В этом году после внесённых Госдумой в закон «Об образовании» поправок в школьном расписании появилось два новых предмета: «Труд» для начальной и средней школы и «Основы безопасности и защиты Родины» для старшеклассников.
Уроки «Семьеведения», как планировалось ранее, ввести пока не удалось, но депутаты надежд не теряют.