Сегодня в гостях у «ЛГ» апостольский администратор католиков Беларуси епископ Казимир Великоселец. Человек, отдающий и душу, и жизнь свою служению Богу и людям.
– Признаться, немного взволнован: я впервые беру интервью у католического бискупа (по православной иерархии – епископа, исполняющего обязанности главы католической церкви нашего государства. – Прим. В.К.). Хотя моё детство и прошло в многоконфессиональном окружении, а бывая в Европе, часто молюсь в католических храмах, чем порой вызываю немалое удивление окружающих – непривычным звучанием молитвы и манерой креститься. Готовясь к нашей встрече, пришлось многое перечитать, со многими вашими единоверцами переговорить и попросить консультаций. Сколько последователей Святого престола молятся в Беларуси и как живётся сегодня здесь католикам?
– Волнения ваши естественны, и причина их не беседа с бискупом, а ваше присутствие в доме Божьем. Молиться же Господь нигде не запрещает. «Где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я посреди них», – свидетельствует о словах Господа евангелист Матфей. Действительно, приверженцы Римско-католической церкви составляют большой пласт религиозно-культурной жизни современной Беларуси. Официальная статистика считает нас второй по величине конфессией, насчитывающей около полутора миллионов верующих. По иным данным, таких людей более двух миллионов, а с так называемыми неактивными католиками – и того больше. Четыре диоцезии (епархии), 486 костёлов, 407 священников, две духовные семинарии в Пинске и Гродно и ещё 14 приходов греко-католиков. Много это или мало, сказать трудно, но мы делаем всё, чтобы нас было больше.
Тяжёлые времена гонений, уничтожения храмов, мордование священнослужителей, будем надеяться, канули в Лету. Воскрешается вера, как без неё человеку? Многие, глядя на наш современный мир, склонны к унынию, но уныние – это ведь тоже грех, а грех, как говорится в псалме, забирает силу разума. Может, от этого и большинство наших бед. Будем творить добрые дела – и окружающая нас действительность станет лучше. Господь говорит: «Будьте святыми, ибо я святой». Вот наш идеал, к нему мы по мере наших сил и стремимся.
Как живётся католикам? Верующему человеку во все времена жилось по-разному, и однозначного ответа на ваш вопрос просто не существует. Воцерковлённый человек уже силен тем, что он не одинок, с ним Бог, и он с Богом, отсюда и активная позиция наших верующих в общественной и культурной жизни общества.
– Скажите, Ваша Экселенция, а католические монастыри у нас в стране действуют?
– К сожалению, пока нет, но мы на это очень надеемся. Хотя представители многих наших братств живут среди нас и несут своё христианское послушание.
– Беларусь является единственной в мире страной, где существуют нерабочие праздничные дни на Пасху и Рождество, – как правило, из-за разности католического и православного календарей они не совпадают и страна, ко всеобщей радости, отмечает их дважды.
– Да, есть у нас такая особенность. Одно время было и два дня поминовения усопших. Конечно, это благое и нужное дело, тем более что праздникам этим уже более тысячи лет. Мы почему-то отвыкли от духовных праздников, а ведь они составляют огромный пласт нашей культуры. Вера – она не только без дела мертва, она и без памяти, без традиций, без обрядов, без душевной теплоты верующих чахнет и обращается в голый фанатизм, за которым Божьей благодати уже нет. Я часто вспоминаю, как мы мальчишками, с моим закадычным другом из православной семьи, ходили колядовать. На православное Рождество – по православным дворам нашего села, на католическое – по католикам.
Эти выходные для экономики страны большой погоды не делают, но для укрепления семьи, для духовного единства общества приносят большую, неоценимую пользу. Люди, готовясь к таким дням, вспоминают семейные истории и предания, старые, ещё, может, прабабушкины рецепты приготовления святочных блюд. За праздничным столом традиционно собирается вся семья и с молитвой чествует праздник.
– Есть ли в республике какие-то трения между конфессиями?
– Господь миловал от таких напастей. У нас люди живут традиционно мирно и в дружбе. Вообще, религии и конфессии не разделяют людей и народы, напротив, учат добру, миру, взаимоуважению и братской любви к ближнему.
– Действительно ли католическая церковь ведёт большую духовно-просветительскую работу среди своих прихожан, особенно молодёжи?
– Мы стараемся в этих вопросах двигаться в ногу со временем и не отставать от культурологических запросов общества, а где-то на полшага быть и впереди. Да, и я этому весьма рад, большое внимание в делах просветительства уделяется юным прихожанам. Как же по-иному? Они будущее нашей церкви. Существует многослойность в этом непрерывном процессе: базовый слой – основа нашей веры, незыблемые догматы, костёльная служба, молитва и программы Святого престола, которые разрабатываются с учётом всех новшеств науки, велений времени и указаний понтифика. Следующая ступень – программы на уровне национальных церквей, потом идут программы епархий. И, наконец, самое важное звено – парафия, приход, который через молитву, послушание духовно формирует человека, семью и само общество. Собственно, без прихода вся эта механика превратилась бы в обычную, скучную и никому не нужную писанину.Перечислить все такие программы практически невозможно, их ежегодно могут быть сотни, если не тысячи. Они постоянно дополняются и изменяются. Так, недавно издательский дом Ватикана выпустил книгу «Жизнь после пандемии», в которой собраны важные выступления папы римского Франциска. Положения этих выстраданных проповедей и речей не могут оставить безучастными сердца, конечно, они войдут в наши летние программы «Каникулы с Богом», станут предметом обучения в воскресных школах. В костёлах во время больших праздников ученики разыгрывают настоящие спектакли на библейские темы. У нас существуют отдельные традиции пилигримок, то есть больших и малых паломничеств к особо чтимым святыням, например ежегодный поход в первое воскресенье июля к чудотворной иконе Матери Божией Будславской. Этот праздник входит в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО, его история насчитывает более четырёхсот лет. Почти после каждого воскресного богослужения проводятся занятия с молодёжью, подтверждение этому вы найдёте на сайтах наших парафий.
– Знаю, что у вас был непростой путь в священники. Расскажите о нём.
– У Бога нет простых путей. Чтобы чего-то добиться, надо многое доказать, и прежде всего себе самому. Я дитя своего часа, как у нас говорят. В советское время костёл в нашем приходе закрыли, ксёндза посадили, в храме устроили склад... Характерная картина того времени для всех конфессий. Благодарен своим родителям – они не только были ударниками колхозного труда, но и всем сердцем любили Бога. При крещении ребёнка родители и крёстные дают в костёле обещание воспитывать дитя в вере в Христа. Где-то к восьмидевяти годам молодого человека или девочку готовят к первой исповеди и причастию, перед которой их экзаменует священник и принимает решение: допускать к таинствам или нет. Меня приготовлял отец, он же на велосипеде отвёз меня за шестьдесят километров в Кобрин. Я прошёл успешно экзамен и впервые в жизни прикоснулся к величайшим тайнам, которые не могу забыть и поныне. Окончил школу, отслужил три года в Гродно в танковых войсках. По совету друга поехал к нему в Вильнюс, в то время там действовало девять католических храмов. Вот и поехал. Работал на стройках, чтобы иметь прописку и место в общежитии, склонялся к медицине в выборе своего будущего. Я жил почти в центре города и часто ходил молиться перед иконой Божией Матери Остробрамской. Эти моления и определили мою дальнейшую судьбу.
Духовное образование католикам давали две семинарии. В Каунасе – но её выпускники могли служить только в Литве – и Рижская – для остальных республик Союза. Туда я и поехал. Поступить можно было с разрешения уполномоченного по религиям. В области отвечают: не имеем компетенции, надо в республику. В Минске – тот же ответ, посылают в Москву, а там очередь и квоты выделяет Совет министров. Пришлось ждать три года, пока поступил. Окончил обучение в 1984 году. В то время в Беларуси, да и не только, случилась настоящая беда: умирал священник – и храм закрывался. И вот 37 лет служу здесь Богу и людям.
– Вы часто цитируете русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Это дань традиции или потребность души? Читаете ли вы современную художественную литературу и какую книгу можете порекомендовать прочесть нашим читателям?
– Конечно, многое из классики я помню со школьной скамьи, что-то пришло позже, но сегодня я не отношу себя к активным читателям. Хотя без книги и не мыслю свою жизнь. А посоветовать могу периодически перечитывать прежде всего Библию, духовную литературу, а из светских авторов – Гоголя, Достоевского, Мицкевича, Короткевича, Чеслава Милоша. Можно обратить внимание на уже подзабытых авторов: Арчибальда Кронина и его роман «Ключи от Царствия», Роберта Бенсона «Князь мира сего». Для более молодых – «Имя Розы» Умберто Эко. Последняя книга, на мой взгляд, не совсем удачно экранизирована.
– Традиционный вопрос от случайного прохожего с улицы Минска: «Когда уже наши конфессии объединятся? А то, пока мы будем спорить, как правильно креститься и какие хлебцы использовать для причастия, христиан и вовсе не станет».
– Ну и прохожие у вас! Это не вопрос к монаху, а скорее тема богословского диспута. Собственно, для веры и церковных традиций она большого значения, на мой взгляд, не имеет. Мы молимся о всяких угодных Богу добрых делах и иногда делаем это совместно с другими конфессиями.
– Ваша Экселенция, в каких местах Беларуси вам довелось нести пасторскую службу?
– Первое место служения – Ишколдь, второе – Барановичи, третье – Брест, четвёртое – Пинск, пятое – Гомель, шестое – Минск. Это мои духовные шаги и к Богу, и к людям.
CATHOLIC.BY
– Народы не только Беларуси и России, но и всего христианского мира ждёт то будущее, которое они сами построят по своей вере, основанной на христианских ценностях. Можно вспомнить слова Александра Солженицына: «Мы отошли от Христа». В этом, как мне кажется, и все наши беды. Наивно полагать, что зло – некая абстракция, далёкая от нашей действительности. Всё намного сложнее и страшнее. Непротивление злу добром ведёт к торжеству зла. И ещё нам никогда не следует забывать о нашей душе и её будущем. Именно душа и является полем той невидимой и непрекращающейся битвы, о которой нас предупреждает Спаситель. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет», – говорит святой апостол Иоанн Богослов.
Валерий Казаков, собкор «ЛГ» в Республике Беларусь