Два потока новостей отражали на прошлой неделе две реальности. С одной стороны, Петербургский международный экономический форум лихорадочно гудел от оптимизма и денег: Россия – четвёртая экономика мира, подписаны деловые соглашения на сумму 6,4 трлн руб., ВВП растёт быстрее, чем у тех, кто наложил на страну тысячи санкций. А вечерами шампанское лилось пропорционально успехам. Москва тем временем наслаждалась летом: потоки радостных людей, гудящие переполненные рестораны и террасы. В верхнем культурном регистре 225-летие нашего национального достояния А.С. Пушкина позволяло соприкоснуться с великой литературной красотой.
С другой стороны, лента мировых новостей задавала противоположный тон – конечно, для тех, кто следит за ними. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ставила в пример странам ЕС число бомбоубежищ в Финляндии – их там аж 50 000 штук. Канцлер ФРГ Олаф Шольц, который ещё недавно отказывался разрешать Украине наносить удары по военным объектам на территории России переданным ей оружием, вдруг за два дня изменил мнение. Снял ограничения и главный начальник в Вашингтоне президент Байден. И ранее было ясно, что разрешение использовать западное оружие для ударов по территории РФ было лишь вопросом времени, однако оно пришло быстрее, чем думалось. Параллельно НАТО разрабатывает многочисленные «сухопутные коридоры» для переброски американских войск и бронетехники на передовую на случай крупной наземной войны с РФ в Европе. При вторжении России в страны НАТО, считают планировщики, войска США прибудут в нидерландский порт Роттердам, самый крупный в Европе, а затем двинутся на восток поездами через Германию в Польшу. Да, военные всегда готовятся к войне, но в этот раз планирование видится реалистичным и на совсем близкую перспективу.
Внутри нашей страны есть разночтения, например, по вопросу применения ядерных вооружений и амбиций. Президент Путин на ПМЭФ в разговоре с главами иностранных информагентств сказал: «Давайте не доводить не только до использования, а даже до угрозы использования». И в отношении планов особенно резко: «Напридумывали, что Россия хочет напасть на НАТО. Вы сбрендили совсем что ли? Тупые, как этот стол? Кто это придумал? Это чушь, бред собачий».
В тот же день депутат Госдумы генерал Андрей Гурулёв на телеканале «Россия 1» предложил нанести ядерный удар по Нидерландам, чтобы «Европа встала на колени». «Голландию сдует, дамбы все слетят сразу. Её затопит просто-напросто. После этого в Европе всё наглухо встанет», – сказал Гурулёв. Можно отмахнуться: мало ли кто что болтает. Однако это говорит, подчеркнём, государственный служащий на государственном телевидении. И после каждого радикального высказывания его вновь приглашают в эфир.
Как эти две реальности существуют бок о бок? Может быть, вторая – лишь японский театр кабуки, где персонажи в жутких масках делают устрашающие движения в отношении друг друга? Но есть ли гарантия, что это только театр и спектакль скоро закончится? Есть ли гарантия, что «актёры» не перепутают игру с реальной жизнью? Где то самое плато, на котором они остановятся, решив наконец: ну, попугали и хватит?
Словесные угрозы имеют вполне материальные последствия: снаряды летят настоящие, и их всё больше, и эскалация набирает обороты. Плато пока не видно.