Вячеслав Хохлов. Собор Любви: сборник стихотворений. – СПб.: Четыре, 2023. – 232 с.
Эта книга может стать настоящим открытием для подлинных любителей поэзии. Да, имя Вячеслава Хохлова известно читателям, но заслуживает он куда большей популярности. В этой книге он демонстрирует не только высочайшую поэтическую технику, но и преданность поэзии, служение ей, бескомпромиссную веру в целительную силу слова. Книга течёт неспешно, как большая русская река, одно стихотворение перетекает в другое по широкому руслу.
Вот первые строки:
На крыльях лебедей,
Скользящих в зеркалах
Богемии озёрной,
И на боках лихих
Летящих лошадей,
В берёзовых стволах
И на пшеничных зёрнах.
Хохлов сразу показывает, какой благородной породы его творчество. Это всё о поэзии. О её высоком смысле. В чём порода? Первое: сразу видно, что Хохлов органически не приемлет ничего грязного, не играет в равенство верха и низа. Он понимает, что поэзия – возвышенное искусство, её задача – облагораживать каждое слово. Во-вторых, сочетание метафор и горизонтального движения строки именно такое, каким должно быть. В-третьих, исключительное внимание к ритму придаёт стихотворной ткани то песенное начало, которым так славна русская поэтическая классика.
Давайте сплаваем по поэтической реке Хохлова, всмотримся в её берега с красивыми пейзажами и чудо-городами.
«...А вон та звезда – моя мама...
А вон та, что рядом с ней, – папа...»,
– Говорила девочка Маша
На веранде детского сада.
Я-то сам был из семьи полной,
Правда, как твердили все, – пьющей,
И сидели мы в саду поздно,
И смотрели в звёздную гущу:
У кого-то там отец – лётчик,
У кого-то – капитан судна...
Ночью ярок свет любых точек.
Без родителей – совсем трудно.
Здесь видно, как умело использует автор паузу в середине строки, как интонационно обогащает строфику, как подчиняет её общему замыслу, где в основе нервная тонкая натура, подмечающая человеческую боль и сострадающая ей. Здесь есть сюжет, и это важно, это ещё одна грань таланта Хохлова – пересказывать истории, есть объём и простор не только памяти, но и всей образной ситуации. Сюжет не столько событийный, сколько образный. Всё это говорит о том, что Хохлов способен не только на лирические зарисовки, но и на длинное эпическое дыхание. Плюс здесь есть очень высокая степень измерений, звёзды, к которым обращается девочка, придают житейской трагедии совсем другой смысл. Используются такие категории, как рок, обречённость, но надежда, что память и поэзия сильнее мирового фатума. Затрагивать большой спектр тем и проблем на сравнительно маленьком текстовом объёме характерно для Хохлова. Он насыщает стих до предела, не допускает общих мест и пустот.
Сострадание отличает лирического героя Хохова. В этом его огромная сила. Он не следует тропами холодного эстетства, он нащупывает свой путь, не боясь насмешек, не боясь прослыть старомодным. Вечные темы потому и вечные, что не устаревают, словно говорит он нам каждым своим стихотворением.
Высокая лирическая нота в творчестве Хохлова лишена истеричности. Он умело вплетает в силлабо-тоническую массу нотки ностальгии, потери, несбывшегося счастья, в этом поэтическом почти общем месте находит свою меру искренности, меру личностного, меру самоотрешённости.
Позвони мне из дома, как прежде.
Буду ждать много зим, всё равно...
Согревает же наши надежды
Свет звезды, что погасла давно.
Это окончание стихотворения с вполне понятным посылом. Но тут автор добавляет комментарий, почти научный, и после этого комментария сила эмоций в разы усиливается. Хохлов ко всему подходит по-своему, всё доводит до конца, даже там, где, казалось бы, уже стена, завершение, он ищет новый ракурс. И это не случайно – он ещё и художник, визуальное для него не только набор цветов, но символ, требующий расшифровки.
«Мы видим лишь свет звёзд, а не сами звёзды. В зависимости от возраста источника, этот свет мог быть испущен ими ещё до появления Земли и дошёл до нас только сейчас. Таким образом, звёздная картина на небе – это отпечаток прошлого. Мы видим звёзды такими, какими они были тысячи лет назад. Многих из них давно уже нет».
Видеть свет того, чего давно нет. Идея для поэта огромная. И Хохлов даёт ей абсолютно простое и ясное воплощение.
Вячеслав Хохлов наслаждается всеми поэтическими формами. В книге встречаются лирические строки, баллады. Есть венок сонетов. Поэт во всех формах – как рыба в воде. Виртуозность, вот какое слово точнее всего подходит к формальным умениям автора этой книги.
Ещё несколько слов о народности творчества Хохлова. Часто народность путают с некоторым фольклорными цитатами, стилистическими, не лишенными фарса подражаниями. Всё это в литературоведении характеризуют как лубочность. Хохлов не идёт по этому пути. Его народность, русскость выражается по-другому. Это и восхищение природой, и тематика, и верность языку, что не приемлет чуждых влияний и навязываний, но всё же определяет вектор своего развития на обогащение, а не на узость. В его балладах дух русской старины дышит сильно и свободно. В поэмах, помещённых во второй части книги, можно заметить черты поэтической сказовости. Иногда строки так лихо закручиваются, что поневоле хочется их если не напеть, то плавно наговорить:
Решено. А пред дорогой
С нависающей грозой
Сел Парфён, отведал строгой
Постной каши со слезой...
Ливень мыл в пути беднягу,
Солнце высушило вмиг,
Со святой водою флягу
Он достал и к ней приник...
В этой книге мы читаем мысли большого поэта о судьбоносных для Родины вопросах. Хохлов не навязывает нам ответов. Его ответ – верность слову. И эта ставка никогда не будет бита.