Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 декабря 2024 г.
  4. № 50 (6964) (18.12.2024)
Литература Библиосфера

Неуёмный поэт

21 декабря 2024

Лев Пиляр. По лестнице лет: стихотворения. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 208 с.

Лев Пиляр последние годы демонстрирует завидную работоспособность. Из-под его пера выходит книга за книгой, и каждая представляет собой объёмный том, полный прекрасных стихов, где торжествует слово как залог прогресса, как залог того, что у человечества ещё есть шанс не закопать себя в могилу искусственных интеллектов, чипов и прочего внешне продвинутого, но внутри бессодержательного и пустого. О своей уже растянувшейся на годы своеобразной Болдинской осени Пиляр сам пишет в стихотворной аннотации:

Расписался на старости лет

Лев Пиляр – неуёмный поэт!


Сколько книг появилось на свет,

и всё новые пишутся вслед.


С первых строк поэт показывает нам, что не чужд самоиронии, что он не собирается укачивать нас на волнах эгоизма и самолюбования, а хочет бережно вести по своему творческому миру со всеми его заповедными уголками.

От книги к книге Пиляр меняется, ищет новые формы выражения, неожиданные приёмы и рифмы.

Но с годами

я всё больше душу чувствую. А душа –

причастна миру поднебесному.


Я живу в родной природе

и не буйствую.

Лишь поэзия правб.

Все споры – бйз толку!


Здесь автор работает с самой природой рифмы, измеряет её не формальной точностью, а звуковым соответствием. И это расширяет объём стихотворного пространства. Тем более тема текста очень подходит для такого приёма.

Пиляр не молодится искусственно. Он доказывает, что возраст не имеет значения для человека чувствующего, что принадлежность к высоким сферам даёт силы на любовь всегда. Об этом многие его стихотворения, и для них он выбирает кристальный, ясный язык, простую классическую форму.

Что же делать?

Это – радость! Не беда.


Снова молод я.

Ты снова молодб!


Поэт не старается победить окружающий мир, подчинить его себе. Ему комфортней быть частью его, испытывать восхищение от гармонии миро- здания и от того, что способен восхититься собственной малостью в этой гармонии, построенной на ощущении единства со всем сущим.

Снегом дышу я, его чистотою.

Воздух живительный –

счастье какое!


С точки зрения формы этой книги важным было бы отметить, что поэт не стесняется помещать стихи, близкие по мысли, в разных частях. Для него каждая книга – это целая жизнь, выстроенная по божественным законам, а не по законам человеческой логики. Поэтому всё пронизано любовью и восхищением перед мирозданием. Но в этих больших объёмных образных стратах Пиляр ищет всё новые нюансы и щедро рассыпает их по стихотворным строкам. Любви, счастья, ощущения силы в правде не может быть много. Они бесконечны.

Спектр тем, которых касается поэт, широк. Его волнует многое: например, бренность человека, он – тонкая натура, он живёт почти без кожи. И даже когда Пиляр касается проблем, казалось бы, не новых, веришь ему безоговорочно. Неподдельная искренность – залог, что никакая банальность стихотворную ткань не разъест.

На Земле, под небом человеки –

как в огромном коме муравьи.


Мира нет и не было вовеки.

Ненависть царит

             вместо любви!


Вся суть поэта Пиляра в том, что он не изолирует себя от мира, не старается создать башню из слоновой кости, он впускает в себя не только мироздание как таковое, он превращает себя в его органичную часть. Он способен метафорически преодолеть любые расстояния.

Небесное и земное –

как женское и мужское.


Земное –

сугубо мужское.

Небесное –

нежно-женское.


Поэт я –

все чувства со мною.

По чувствам

я путешествую!


Вся эта книга – это одновременный диалог с читателем и с самим собой. Поэт то сомневается в себе, то, наоборот, преисполняется гордости. Он как будто всё время спрашивает у читателей: достоин ли я? И в этом много шарма. Он живёт здесь и сейчас. Несмотря на интровертный, склонный к философичности характер его творчества, Лев Пиляр не обходит острых, драматичных моментов нашей жизни. И ту трагическую историческую коллизию, в которой оказалась наша Родина, он пропускает через себя и выдает на-гора пронзительные строки, которые не оставляют сомнений в его патриотичности и преданности Отчизне.

Ребята русские,

российские ребята –


на вас страна стоит,

сияет её дух!


Россия крепнет,

ну а Запад чахнет.


Америка

беснуется вокруг.


Всякая поэзия – это балансирование между явью и вымыслом. Другими словами, между жизнью и вечностью. И Пиляр ощущает эту грань как настоящий поэт. Его волнует этот переход, о котором в своё время писал Николоз Бараташвили:

«Этот вечный переход, в неизвестность от забот» (пер. Б. Пастернака). Ему хочется занять такую высоту, чтоб видеть чуть дальше, чем другие люди. И он невероятно тонко и трогательно пишет об этом:

Много ли это –

целая жизнь:


целая жизнь

человечья?


Много. И мало.

Время, продлись,


продлись,

приоткрой мне вечность!


Для поэтического метода Пиляра характерна точность слова. Он никогда не производит поэтическую пустоту, она ему претит. Он мягок, в его стихах нет острых углов, но в этой мягкости кроется большая поэтическая твёрдость, большой путь человека, гражданина, который поставил себя на службу поэзии и всю жизнь верен этой своеобразной поэтической присяге. Возможно, в этом секрет его плодовитости. А может быть, и в том, что он настолько слился с поэзией, настолько дышит с ней одной грудью, что она просто по определению никак не может в нём закончиться. Он знает, и его безупречная интуиция в этом ему подспорье, что каждое стихотворение уже имеет заранее свою форму. И важно эту форму воспроизвести. Пиляр здесь действует точно и безошибочно. Ощущаешь, что в его стихах нет избыточности. В то же время всё пространство блестяще организовано смыслово, музыкально и согласно законам красоты. Иногда его стихи похожи на капли дождя, что пошёл после удушающей жары, иногда они пахнут сиренью, возвещая о весне и вечности любви.

Возраст обязывает

                     быть другим:

сдержанным, всё понимающим.


И я становлюсь,

          конечно, таким,

в душе оставаясь маленьким.


Огромный мир окружает меня,

томлением переполненный.


Я Божью вечность

            пытаюсь понять,

забыв о времени полностью!


Пиляр хорошо чувствует ритм, для него это не просто организующая субстанция. Поэт придаёт большое значение интонации, многие его стихи хочется прочитать вслух. Он со вкусом выстраивает кульминации и спады и в общей картине всегда знает, когда завершить. И это завершение не только смысловое, но и интонационное.

В этой книге читатель и утешение найдёт, и испытает удовольствие. Она приоткрывает нам бездонный мир русского поэта, который никогда не мыслит себя выше поэзии и этим возвышается в наших глазах.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сокровищница нашей памяти

    19.06.2025
  • Совершенству нет предела

    19.06.2025
  • Хранитель традиционной культуры

    15.06.2025
  • «На войне память обостряется…»

    13.06.2025
  • Идёт коза рогатая

    13.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS