Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Телеведение

Невесёлая вдова

В прокате драма британского режиссёра Томаса Нэппера «Мадам Клико»

14 августа 2024
Хейли Беннет (вдова Клико)

Литературной основой фильма явилась книга канадской писательницы, известной бестселлерами в жанре документальной прозы (она же дипломированный специалист по виноделию), Тилар Маццео «Вдова Клико». Актёры, занятые в фильме, – английские и американские, пейзажи и старинные усадьбы – французские, виноградники провинции Шампань. Фильм добротный, костюмный, с хорошими актёрами, но мрачноватый по стилю, не хватает в нём игристости, энергии.

Байопик о знаменитой бизнесвумен XIX века относится к периоду становления производства шампанского под маркой «Вдова Клико» и рассказывает о многочисленных трудностях, выпавших на долю главной героини Барбы-Николь Клико-Понсарден на пути к успеху. Половину экранного времени занимают флешбэки, возвращающие вдову в прошлое: свадьба, романтическая любовь, рождение дочери, фанатичное увлечение мужа виноградниками, его эксцентричное и даже опасное поведение и преждевременная смерть. По официальной версии, тридцатилетний Франсуа Клико умер, заболев брюшным тифом, но кинематографисты решили усилить трагическую ноту страданий молодой женщины о любимом человеке, погружающемся в омут безумия. Исполнители главных ролей Хейли Беннетт (Николь) и Том Стерридж (Франсуа) органичны в передаче характеров и чувств.

Овдовев в 1805 году в возрасте 27 лет, Барба-Николь Клико добивается, чтобы производство вина, бывшее делом жизни её мужа, осталось за ней. Она воспрепятствовала продаже виноградников, уговорив свёкра Филиппа Клико (Бен Майлз) выполнить волю его сына, сохранив их за семьёй. Взяв в свои руки управление бизнесом, Барба-Николь довольно быстро вышла на мировой рынок. Молодая женщина вникала во все тонкости процесса – от ухода за лозой и этапами сбора урожая до розлива и режима хранения бутылок в подвалах. Николь разработала новые технологии хранения шампанского, которыми до сих пор пользуются виноделы: ремюаж и дегоржаж, связанные с удалением винного осадка из напитка для сохранения его прозрачности. Конечно, у вдовы были помощники, главным из которых стал ловкий торговый агент Луи Бонэ (Сэм Райли). Именно Бонэ наладил продажу шампанского Клико в Россию, причём поставки не прекращались даже во время войны с Наполеоном в обход эмбарго. Игристое было необыкновенно популярно в российском высшем обществе. «Налейте мне ещё шампанского стакан, я сердцем славянин – желудком галломан», – писал Константин Батюшков в 1812 году.

В фильме сделан акцент на том, что первый большой успех Николь Клико был связан именно с Россией и популярностью её вина при императорском дворе. Отражён в ленте и ужас перед наступающими русскими войсками, занявшими Шампань, а затем удивление, что русские не уничтожили виноградники, не сожгли усадьбу. Даже выпитое офицерами шампанское в погребах затем обратилось в прибыль – после победы над Наполеоном поставки в Россию «Вдовы Клико» значительно увеличились.

Особой популярностью пользовалось знаменитое «Вино кометы». Большая комета 1811 года, которую можно было наблюдать на небе невооружённым глазом в течение 290 дней, у многих людей вызывала мистический ужас. Однако вдова решила, что это знак успеха. Именно в этом году виноградники Шампани дали небывалый урожай крупных сочных ягод. Николь применила удачный маркетинговый ход: ставила на пробках бутылок клеймо «Вино из Бузи 1811, года Кометы». Таким оно осталось не только в истории виноделия, но и в литературе. Помним у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Вошёл: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток».

Производство шампанского принесло вдове Клико огромную прибыль и всемирную известность. Она больше не выходила замуж, так как по существующим законам ей пришлось бы передать мужу управление производством. Дожив почти до 89 лет, она до конца дней руководила своей винной империей.

Фильм снят в тёмных приглушённых тонах. Возможно, потому что темнота, влажность и холод – идеальные условия для хранения игристых вин. Однако их потребление вызывает противоположные ассоциации – праздник, смех, веселье. Но в суровой мелодраме места радости нет, только траур по любимому мужу, воспоминания о прошлом, трудности производства и борьба за самоутверждение сильной волевой женщины в мужском мире.

Людмила Смирнова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Шум времени» Дмитрия Шостаковича

    05.06.2025
  • Это не «Финал». Это конец

    04.06.2025
  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS