В заключительной серии главный герой Паша Семёнов, неуязвимый, как древнегреческий бог, выживавший в самых невероятных передрягах, на сей раз погиб и был похоронен с морем слёз и цветов. После этого на последних минутах фильма он появился на далёком неизвестном острове и обнял жену под лирическую мелодию.
Впрочем, реальность сериала уже давно перестала совпадать с нашей реальностью. Лучший друг Павла Семёнова криминальный авторитет Алексей Фомин (Фома) неоднократно умирал и в следующем сезоне воскресал, даже несмотря на похороны. А потому фаны сериала в интернете вовсю обсуждают весьма вероятное воскрешение Паши.
С момента выхода первой серии весной 2016 года сериал сильно трансформировался. Главные герои из грубых и агрессивных постепенно стали белыми и пушистыми (не прекращая, впрочем, стрелять и убивать). Бесцветную внешне и внутренне первую жену Павла Семёнова, Юлю, сменила вторая – стильная, красивая и сильная, Таня. С женскими образами в сериале на протяжении первых четырёх-пяти сезонов вообще беда: что ни женщина, то истеричка, обманщица, с пагубными пристрастиями. Потом ситуация начала выправляться (возможно, креативному продюсеру и автору сериала Андрею Тумаркину сказали, что без положительных героинь сериал как-то не комильфо). Маша Завьялова, переквалифицировавшись из дознавателя в адвоката по уголовным делам, заиграла новыми красками. А вот женщины друга Семёнова, Андрея Михайлова, за исключением Маши одинаковы и с лица, и по манере поведения.
Погоня за Архитектором красной нитью проходит сквозь все сезоны. Сначала я думала, что это одна из «фишек» сериала. Но… сезон сменялся сезоном, один Архитектор сменял другого, а Главного так и не находили (и даже в последней серии седьмого сезона нам дали понять, что убитый Главный – вовсе и не Главный). Если в легендарном «Спруте» девиз был «Мафия бессмертна», негласный девиз «Невского» – «Архитекторы бессмертны». Да и сами герои похожи на бессмертных. Сцены с неминуемой гибелью Семёнова, Фомы, Михайлова присутствовали во всех сезонах, достигнув апогея в седьмом. Зато второстепенные герои, едва успев засветиться в новой серии, погибали очень быстро. Такое происходит в компьютерных играх, где у ключевых героев много жизней, они погибают и снова воскресают, остальные погибают, и их место тут же занимают новые. Но мы смотрим сериал, а не компьютерную игру.
Грань реальности сериал перешёл и по количеству ляпов, несоответствий и удивительных совпадений, которых, как сказано у Чехова, «никогда не бывает в жизни». Седьмой сезон в этом смысле – чемпион. Жена Паши, Таня, точно знает, когда и где будет проезжать машина ФСБ, перевозящая Пашу (!). Она устраивает засаду на своей машине, за считаные минуты расправляется со всеми, освобождает мужа и ещё успевает провести с ним душещипательный диалог. Паша уезжает с Таней, потом просит её остановить машину, выходит, и… оказывается возле здания ФСБ, где именно в этот момент – ни раньше, ни позже – действующий генерал ФСБ провожает (без охраны! просто стоя на проезжей части!) бывшего генерала, который и есть Главный Архитектор. Паша подходит и стреляет в него, за чем флегматично наблюдает генерал ФСБ, а потом молча уходит.
Добрую половину седьмого сезона занял поиск таинственной флешки, где хранится бомбический компромат (на кого – не сказано, но постоянно упоминается Архитектор как слово-триггер). Ради этой флешки Фому едва не убила ниндзя в женском облике, Анна, стравив его со своим якобы бывшим мужем Вадимом, а потом убив и самого Вадима, собиравшегося рассказать Паше, кто же Главный Архитектор и что на флешке. Анна похитила любимую женщину сотрудника ФСБ Василия Тучкова в кинотеатре, видимо, обладая ясновидением и узнав, в какой именно кинотеатр Петербурга и на какой сеанс отправится несчастная женщина. После того как Анну убивает Таня (видимо, по приказу Главного Архитектора), про флешку забывают и больше она в фильме не упоминается.
Приехав в командировку в Красноярский край, Паша отправляется ловить банду, напавшую на инкассаторов и похитившую золото, и идёт по их следам в тайгу в лёгкой куртке без оружия, еды и т.п. Оказавшийся чудесным образом в тех же краях Фома в деловом костюме тоже идёт в тайгу и… находит друга, не заблудившись и не пострадав ни от зверей, ни от насекомых. Более того, Паша и Фома находят и обезвреживают банду.
В седьмом сезоне странно и нелепо погибает главный злодей предыдущих сезонов Арсеньев. Объяснение этому трагическое – Александр Саюталин умер во время съёмок. Светлая память прекрасному актёру, создавшему незабываемый образ. Вопрос – неужели нельзя было грамотно переписать сценарий и сделать уход Арсеньева более логичным и простым, не придумывать бессмысленные ходы с оживлением прежних персонажей и их последующим убийством, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту?
Но шоу должно продолжаться, его должны смотреть, и не важно, есть ли смысл и логика в происходящем. Уважение к зрителю – это что-то из другой реальности. Замысел ТВ-продюсеров – взорвать мозг зрителям, устроить им эмоциональные качели, чтобы они ждали год, пока снимут или не снимут продолжение, и заранее обеспечить сериалу высокие рейтинги. Между тем в обсуждениях сериала всё чаще звучит одна и та же мысль – сценарный абсурд дошёл до предела.
Если продолжение будет снято и пойдёт по тому же пути, популярный сериал ждёт судьба «Тайн следствия», который, на мой взгляд, давно изжил себя именно ввиду отрыва от реальности. Выходом могла бы стать полная перезагрузка «Невского» – смена сценарной группы и центральной идеи сериала с сохранением великолепного актёрского состава, который и является причиной, по которой зрители смотрят шоу, всё больше смахивающее на компьютерный боевик с элементами фэнтези. Но… создатели шоу далеки от народа и от реальности.