Почему из крана течёт отрава
Вот и первый летний месяц прошёл. Закончились острые фазы политического бизнеса, слуги-начальники расселись по местам согласно купленным бюлл… билетам, пора отдохнуть; да и для простых смертных пришло время массовых миграций на дачи и к воде. Той самой, из которой на 80% состоит человек. В нём всё должно быть прекрасно, в этом человеке, но неясно, откуда эта красота возьмётся, если более миллиарда людей на Земле, по данным Всемирной организации здравоохранения, пьют непригодную воду, а 3,4 миллиона человек (дети главным образом) в год умирают от болезней, связанных с некачественной водой.
ЧЁРНЫЕ РЕЧКИ
В первых же числах июня Воронежское управление Роспотребнадзора заявило об опасности купания в реке Усманка и в водохранилище. На пляжах обнаружены яйца токсокар и остриц. Этих червей показали местные телеканалы – жуткое дело.
5 июня мэрия и обладминистрация пригласили воронежцев отпраздновать Всемирный день окружающей среды. На площади Ленина народу дали театрализованное представление, награждение участников «Дней защиты от экологической опасности» и эколого-спортивных состязаний «Здоровая среда – здоровый человек». Для школьников – выставки, конкурсы и викторины. С призами и сладкими подарками.
И в тот же день областная газета «Коммуна» опубликовала интервью с доктором биологических наук, главным научным сотрудником Воронежского биосферного госзаповедника Борисом Ромашовым, который предупредил любителей рыбалки, что в Воронежской области обострилась проблема описторхоза, возбудители которого – плоские черви трематоды. Уклейки, плотва, язи и краснопёрки грозят бедой рыбакам и тем, кого угостят они свежей рыбкой. Паразит локализуется в желчных протоках печени и поджелудочной железе, поражая их.
Самые высокие показатели заражённости описторхозом в нашей области – на притоках некогда заповедных рек Хопёр, Битюг, Усманка, Ивница, Тихая Сосна. И, разумеется, в Воронежском водохранилище.
ВОДА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ!
Столица Черноземья может стать учебным примером самоистребления. Когда-нибудь следующие цивилизации будут изучать её «культурный слой» и удивляться: неужели такое возможно? Жадность человеческая, густо замешанная на коррупции, привела водопроводы Воронежа к полной непригодности, а население – к высокой смертности. Включая самих жадин и коррупционеров, их родственников и потомков. Главсанврач области Михаил Чубирко потребовал признать эту воду технической и дал жуткое сравнение: мол, пить нашу воду из-под крана – всё равно, что из унитаза. Её же признал причиной высокой заболеваемости воронежцев Роспотребнадзор РФ и обозначил область как одну из самых неблагополучных в стране.
Исправить эту беду быстро не удастся. А её сначала ещё надо остановить и лишь потом пытаться дать задний ход – по крупице, по миллиметру отвоёвывая то, что сегодня легко гробится тоннами и километрами.
Пока же самоистребление нарастает. Уже в новом году реки Воронежской области отравляли трижды. С 18 по 21 января сбросили сточные воды Садовского сахарного завода в Битюг – одну из самых красивых и чистых рек Европы. Прокуратура сначала заявила об уголовном деле по ст. 250 УК РФ (загрязнение вод, повлёкшее массовую гибель животных), потом наложила на завод штраф 20 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ. Ущерб природе остался, как обычно, неизвестным. Да и что нам теперь до этих проверок и выяснений! Какая-то прокуратура, завод… Снявши голову – какое нам дело до парикмахеров?
Не прошло и сорока дней после отравления Битюга, как порцию отравы получила Левая Богучарка: 26 февраля из-за аварии автоцистерны на дороге три тонны дизельного топлива хлынуло по ливневой канализации в ближайший овраг и талые воды.
Вскоре после этого батюшка-Дон стал молочно-белым в верховье, а на юге – грязно-бурым. Выяснилось, что половодьем размыло шламохранилище Голиковского карьера в Липецкой области. Из него в реку Сосна, а потом в Дон попало около пяти тысяч кубометров взвеси от промывки щебня. Грязь расползлась на сотни километров.
Из открытых источников: сахарный завод в Ольховатке сбрасывает неочищенные стоки в речку Чёрная Калитва. В Борисоглебске 14 тысяч кубометров стоков в сутки уходит в Хопёр, причём две тысячи – без всякой очистки. Между Анной и Бобровом в Битюг впадает Чигла – её приток Старая Чигла, пожалуй, самая грязная река области; Таловский маслосырзавод и Новочигольский молзавод сбрасывают в накопитель воды с содержанием органики, аммонийного азота и жиров в десятки раз выше ПДК. Никакой личной ненависти к реке у бизнесменов наверняка нет. Будут ли жить здесь их дети и внуки, и отчего умрут они – дело десятое. Ничего личного, только бизнес…
ЧУМА И ПИР
Некоторые экономисты утверждают, что на необъятные нефтегазовые деньги можно было б провести все ключевые реформы без всякой инфляции. Создать, например, качественно иную медицину в стране, причём бесплатную. Построить настоящие дороги. Или новую систему ЖКХ – взамен разграбленной, из которой ушлые дельцы десятки лет выкачивали и выкапывали себе личные капиталы.
Какие уж тут национальные программы насчёт здоровья населения, рождаемости и уровня жизни… Миллионы женских рук суммарно проводят годы в холодной воде, мы пьём техническую дрянь, а платим за неё – как за чистую воду, переплачиваем за газ, электричество, лекарства от простуд и прочих болезней от холодной отравленной воды; младенцы наши уже рождаются больными; лишь телеканалы продолжают заклинать: жизнь улучшается-улучшается-улучшается, на счёт раз вы засыпаете, на счёт два радуетесь Петросяну–Галкину–бабкам, на счёт три вы искренне благодарны властям за «Молодым – везде у нас дорога», за «Старикам – везде почёт»…
Вы засыпаете, ваши веки тяжелеют, а проснувшись, можно офигеть от увиденного:
1. Периодическое появление фекалий в водопроводе (на улице Матросова, в посёлке Тепличный и др).
2. Коммерческое жильё напихали Воронежу по самые гланды, но повесили их на издохшие коммуникации. На некоторых участках водопровода трубы сгнили полностью, и вода течёт по туннелю. Это не анекдот!
3. СЭС предупреждает: купаться в Воронежском море опасно. Но многим воронежцам летом деваться некуда, и они плещутся в этой сточной канаве. Мэрия Воронежа однажды постановила ликвидировать в прибрежной полосе водохранилища все АЗС, автостоянки, гаражи, автомастерские. Но всё осталось на месте.
4. СЭС объявила: воду из-под кранов пить нельзя! Ну объявила – и что? Ничего, пьём-с. А вице-мэр Вячеслав Артёмов, главный «водяной» Воронежа, однажды предложил: «Если в краны подаётся вода плохого качества, надо взыскивать с населения. Где же ещё деньги брать на очистку питьевой воды?».
НЕКУДА БЕЖАТЬ
Мы в детстве спокойно пили воду из реки Воронеж под Рамонью, и ничего такого не случалось. А леса наши, дубравы рамонские? Райские места. Сотни лет здесь люди жили, но такого уничтожения природы, как сейчас, не было ещё никогда.
В давние времена под Рамонью на правом берегу стоял лишь десяток фанерных домиков – там была турбаза «Раздолье», а на левом – такие же домики базы рыбаков «Радчино». Теперь в тех местах – большой строительный бум. Кто попроще, ставят кирпичные одноэтажные дома, богатые москвичи и питерцы строят с размахом: двух-, трёхэтажные коттеджи. Между ними и к воде-то подход найти трудно.
Природа стала частной собственностью. По вечерам там балуются шашлыками, а мусор сваливают в воду и на землю заповедную. Заповедную речку заполнили шикарные катера, скутеры и водные мотоциклы. Воздух там уже не настоян на дубовой коре и кувшинках; хозяева устраивают гонки, заволакивая реку и лес бензиновой гарью. И музыка стоит от их фирменных аудиосистем не лучше той же бензиновой гари. У кого громче! Кто круче ударит волной по берегам и кувшинкам-лилиям!
А вот и доклады врачей санэпиднадзора: «На 19.06.07 в воде реки Воронеж в районе Радчино обнаружены яйца гельминтов (аскарид) …Не рекомендуется купание в воде реки Воронеж».
А вот ещё: «28.06.2007 г. …Вода рек в местах отдыха не соответствовала нормам по микробиологическим и паразитологическим показателям в Воронежском водохранилище, в Усманке (Боровое), в реке Воронеж в Рамонском районе».
Грязной стала вода не только в реках, но и грунтовая, и в колодцах – ничейные скотомогильники и многие тонны бесхозных удобрений долгие годы подпитывали грунтовые воды своими соками. Вот последствие:
«40% продуктов на рынках Воронежской области опасны для здоровья» (СЭС).
А как же рамонские родники? Это была самая вкусная вода в моей жизни. Её мы в детстве пили взахлёб; я иногда и теперь вижу во сне её прозрачность и прохладу…
Забудь о роднике, сказал знакомый эколог. Впрочем, можешь и сейчас пить из него, но на месте страховой компании я бы тебе полиса не выдал.
, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
P.S. Обладминистрация объявила, что в 2008 году выделит более 430 млн. рублей на программу «Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006–2010 годы».
Ну? Потратит? Ещё бы! Но как? И будет ли результат?